Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 8 июня 2022 г. N 3.6-04/2390@
по проекту федерального закона N 130648-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования законодательства Российской Федерации в целях обеспечения его соответствия, а также практики его применения международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 июня 2022 года (проект N 130648-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан во исполнение пункта 90 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 3994-р, а также пункта 8 Плана мероприятий по реализации Российской Федерацией рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), данных по результатам четвертого раунда взаимных оценок.
Федеральным законом устанавливаются особенности исполнения кредитными организациями запросов компетентных органов иностранных государств, в соответствии с которыми кредитной организации запрещено предоставлять компетентным органам иностранных государств (включая судебные органы) сведения о клиентах и совершаемых ими операциях, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
Федеральным законом закрепляется механизм "прямого действия" решений Совета Безопасности ООН, то есть меры по замораживанию (блокированию), определенные решениями Совета Безопасности ООН, финансовыми организациями должны будут применяться незамедлительно, не позднее 20 часов с момента получения уведомления уполномоченного органа (Росфинмониторинга) о принятии Советом Безопасности ООН решений по вопросам предупреждения терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
Одновременно Федеральным законом раскрываются отсутствующие в настоящее время, но фактически реализуемые финансовыми организациями обязанности по отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по всем предусмотренным Федеральным законом основаниям, что будет в целом способствовать обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых такие меры применяются.
Также Федеральным законом определен порядок осуществления финансовыми организациями проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, составленные во исполнение решений Совета Безопасности ООН, процедуры частичной или полной отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по "гуманитарным" основаниям, а также порядок приостановления операций лиц, связанных с организациями и физическими лицами, включенными в перечни организаций и физических лиц, составленные во исполнение решений Совета Безопасности ООН.
Федеральным законом возлагается на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, обязанность по направлению в уполномоченный орган информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Кроме того, Федеральным законом внесены корреспондирующие дополнения и изменения в ряд федеральных законов и кодексов.
В целом Федеральный закон направлен на обеспечение соответствия законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Рекомендациям группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), имеющим обязательный характер в силу решений Совета безопасности ООН, а также на устранение отдельных недостатков в законодательстве, выявленных по результатам мониторинга его правоприменения.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной частью 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.