Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 8 июня 2022 г. N 3.4-06/814
по проекту федерального закона N 130648-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 8 июня 2022 года.
Федеральный закон направлен на обеспечение соответствия законодательства Российской Федерации международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленным Рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В части вопросов своего ведения Комитет Совета Федерации по международным делам отмечает следующее.
Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возлагает на организации и физические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом, обязанность применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни. На практике данная процедура может занимать более трех календарных дней с момента принятия соответствующего решения Совета Безопасности ООН.
При этом согласно Рекомендациям 6 (целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма) и Рекомендациям 7 (целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению оружия массового уничтожения) ФАТФ целевые финансовые санкции во исполнение решений Совета Безопасности ООН должны применяться безотлагательно, что в ходе оценки выполнения государствами указанных стандартов международными экспертами трактуется как не позднее 24 часов.
Федеральным законом вносятся изменения, закрепляющие механизм "прямого действия" решений Совета Безопасности ООН. Устанавливается порядок, в соответствии с которым организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно после включения организации или физического лица в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, но не позднее двадцати часов с момента получения уведомления уполномоченного органа (Росфинмониторинга) о принятии такого решения.
Уполномоченный орган направляет указанные уведомления финансовым организациям незамедлительно через их личные кабинеты, но не позднее четырех часов с момента размещения информации о данных решениях в сети Интернет на официальных сайтах Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН.
Федеральный закон отвечает интересам Российской Федерации, его принятие позволит создать эффективный и соответствующий стандартам ФАТФ механизм применения (отмены) целевых финансовых санкций во исполнение решений Совета Безопасности ООН, направленных на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения. Придание решениям Совета Безопасности ООН свойства "прямого действия" в российской правовой системе свидетельствует о приверженности Российской Федерации своим международным обязательствам.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.