Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 21 июня 2022 г. N 3.1-06/2158@
по проекту федерального закона N 130648-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 8 июня 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 130648-8) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 мая 2022 года и принят в первом чтении 7 июня 2022 года, 8 июня 2022 года - во втором и третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в целях обеспечения его соответствия, а также соответствия практики его применения международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", предусматривающие возложение на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (далее - финансовые организации), обязанности применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.
Одновременно закрепляется механизм "прямого действия" решений Совета Безопасности ООН. При этом устанавливается, что финансовые организации обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, определенные решениями Совета Безопасности ООН по вопросам предупреждения терроризма и распространения оружия массового уничтожения, незамедлительно, но не позднее двадцати часов с момента получения уведомления Росфинмониторинга о принятии Советом Безопасности ООН таких решений и информировать о принятых мерах Росфинмониторинг не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения указанных мер. Федеральным законом законодательно закрепляются обязанности финансовых организаций по отмене указанных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети "Интернет" на официальном сайте Росфинмониторинга информации об исключении их из соответствующего перечня.
На Росфинмониторинг возлагается обязанность направлять финансовым организациям уведомления о включении организации или физического лица в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, незамедлительно после включения их в указанные перечни (исключения из перечней), но не позднее четырех часов с момента непосредственного размещения решений Совета Безопасности ООН в сети "Интернет" на его официальном сайте.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и другие законодательные акты.
Реализация внесенных Федеральным законом изменений позволит повысить эффективность мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.