Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 168103-8 "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан по результатам проведенного Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми в виде материнского (семейного) капитала".
В целях оптимизации порядка предоставления государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - МСК) законопроектом устанавливается возможность предоставления указанной государственной услуги без необходимости предоставления владельцем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) договора об оказании платных образовательных услуг (его копии, заверенной организацией, оказывающей указанные услуги) при наличии заключенного между организацией, имеющей право на оказание платных образовательных услуг, и территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) соглашения об информационном взаимодействии.
Согласно положениям законопроекта сведения, необходимые для принятия решения по заявлению о распоряжении средствами МСК на оплату платных образовательных услуг, могут быть запрошены территориальными органами ПФР в организации, осуществляющей предоставление платных образовательных услуг и заключившей с территориальным органом ПФР соглашение об информационном взаимодействии, в случае если лицо, получившее сертификат, не представило сведения из договора об оказании платных образовательных услуг (договор об оказании платных образовательных услуг, копию договора) самостоятельно.
Информационное взаимодействие между территориальными органами ПФР и организациями, оказывающими образовательные услуги, создаст для граждан наиболее удобные условия реализации права на МСК - без посещения территориального органа ПФР.
Кроме того, законопроектом предлагается в случае направления средств МСК на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным кредитным потребительским кооперативом или сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом (далее - КПК, СКПК соответственно) дополнить статью 10 Федерального закона N 256-ФЗ дополнительным условием о соответствии КПК и СКПК требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации для предоставлении займов с использованием средств МСК, включенными в перечень соответствующих требованиям кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, который размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации.
По сведениям правоохранительных органов, в ходе реализации Федерального закона 256-ФЗ в части распоряжения средствами МСК на погашение основного долга и уплату процентов по займу, предоставленному КПК, СКПК, выявляются случаи, приводящие к нецелевому использованию средств материнского (семейного) капитала:
КПК, СКПК выдает владельцу сертификата займ на приобретение непригодного для проживания жилья по завышенной стоимости;
КПК, СКПК выдает владельцу сертификата займ на приобретение жилого помещения, которое перепродается другим членам КПК, СКПК, являющимся владельцами сертификатов, без оформления этого жилья в собственность членов семьи владельца сертификата - неисполнение обязанности оформить построенное жилье в собственность членов семьи.
Банком России проведена выборочная проверка деятельности 260 КПК (объединяющих 46% активов всех КПК, работающих с МСК) и 23 СКПК (объединяющих 6,7% активов всех СКПК, работающих с МСК), доля средств материнского (семейного) капитала в деятельности которых составляет более 20%.
По результатам проверки Банком России установлено, что основной объем выдаваемых займов, погашаемых за счет средств МСК, не сосредоточен в конкретных КПК и СКПК, а распределен среди большого их числа.
В отношении отдельных организаций (47 КПК и 4 СКПК) выявлены признаки вовлечения в недобросовестные практики. В основном это организации с небольшим числом членов и размером активов, доля займов, погашаемых за счет средств МСК, в деятельности которых составляет более 60% от общего объема займов.
Следует отметить, что документы, необходимые для принятия территориальными органами ПФР решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами МСК, оформляются и представляются в большинстве случаев в строгом соответствии с требованиями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят установить перечень КПК и СКПК, соответствующих требованиям Банка России, на погашение займов которых могут быть направлены средства МСК, и при этом не повлекут за собой ущемления прав граждан в части распоряжения ими средствами МСК на улучшение жилищных условий.
Настоящий законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект направлен на защиту прав и интересов ребенка (детей), гарантируемых ему (им) Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862".
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта постановления является Минтруд России, соисполнителем - Минстрой России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926".
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головным исполнителем по разработке проекта приказа является Минтруд России, соисполнителем - Минпросвещения России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.