Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 168840-8 "О внесении изменений в часть 10 статьи 55.5-1 и статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" устанавливает обязательное требование о прохождении независимой оценки квалификации при включении работника организации - члена саморегулируемой организации в Национальный реестр специалистов, ранее такие специалисты должны были пройти только повышение квалификации. В настоящее время в Национальный реестр специалистов внесено 250 ООО человек. Однако новое требование об обязательном прохождении независимой оценки квалификации (далее - НОК), установленное вышеуказанным законом, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, вызывает крайне негативную реакцию, как у работодателей, так и у специалистов.
Статьями 196 и 197 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 3.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" предусматривается исключительно добровольное прохождение независимой оценки квалификации.
Оплата за прохождение независимой оценки квалификации значительно выше, чем за прохождение повышения квалификации (сравнительно в 7-10 раз).
Федеральное законодательство не предусматривает мероприятий по защите трудовых прав специалистов, существует риск разрушения существующей отраслевой системы работы с персоналом и снижения подготовленности кадров.
В настоящее время риски введения обязательности независимой оценки квалификации очень велики, при этом занятость граждан, стабильная работа предприятий являются первостепенными.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым работник при включении в национальные реестры специалистов самостоятельно выбирает, пройти ли ему повышение квалификации или независимую оценку квалификации.
В связи со значительным ростом цен на строительные материалы и, как следствие, увеличением общей стоимости (цены) договоров (контрактов), у организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся членами саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство, возникает необходимость увеличения уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, при этом необходимо внести дополнительный взнос в компенсационный (-ые) фонд (-ы).
В настоящее время единовременный взнос в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств 1 уровня ответственности, позволяющие заключать договоры до 60 млн. рублей, составляют 100 тыс. рублей и 200 тыс. рублей соответственно, 2 уровень (заключение договоров до 500 млн. рублей) - 500 тыс. рублей и 2 500 тыс. рублей.
В основном организации малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели не предполагают заключать договоры (контракты) на сумму 500 млн. руб., кроме того взнос в компенсационные фонды второго уровня ответственности в настоящее время составляет в совокупности 3 млн. руб., что крайне обременительно, так как прибыль организаций при выполнении договоров (контрактов) из-за удорожания материалов не увеличивается. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики изменение доли прибыльных организаций в январе-августе 2021 года по сравнению с январем-августом 2020 года в строительной отрасли составило: - 0,8% https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/191_27-10-2021.html, по итогам 2021 года в сравнении с 2020 годом: + 1,8% https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/36_09-03-2022.html.
Законопроектом предлагается введение первого дополнительного уровня ответственности компенсационных фондов к ранее установленным.
На Всероссийских съездах саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, предложение об установлении дополнительного уровня ответственности рассматривалось по инициативе строительных организаций и было одобрено строительным сообществом.
Проект федерального закона направлен на социально-экономическую поддержку граждан и юридических лиц в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть 10 статьи 55.5-1 и статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в часть 10 статьи 55.5-1 и статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть 10 статьи 55.5-1 и статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.