Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 168781-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
В марте 2020 года в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", в том числе понятие "член Совета Федерации" заменено на "сенатор Российской Федерации".
Однако в ряде федеральных законов по-прежнему используется понятие "член Совета Федерации". Во-первых, это противоречит Конституции Российской Федерации, а, во-вторых, делает норму закона не рабочей, что недопустимо.
Так, например, контроль за расходами сенаторов Российской Федерации, по сути, ничем не установлен, поскольку статья 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" содержит понятие "члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Это также противоречит основам Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 478).
Исходя из действующей редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", гарантии, предусмотренные статьей 31 указанного закона, не распространяются на сотрудника Следственного комитета, избранного (назначенного) сенатором Российской Федерации, а, следовательно, на период осуществления соответствующих полномочий служба в Следственном комитете не может быть приостановлена и сотрудник подлежит увольнению.
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено создание Совета рынка, целями создания которого являются обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в том числе в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и единства экономического пространства. В соответствии с пунктом 4 статьи 33 указанного Федерального закона в целях обеспечения контроля за деятельностью совета рынка создается наблюдательный совет, в который входят, в том числе восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики. Таким образом, исходя из действующей редакции закона, сенаторы Российской Федерации де-юре не могут быть членами наблюдательного совета.
В соответствии со статьей 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации сенаторам Российской Федерации не могут без специального на то разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания при исполнении своих служебных обязанностей, поскольку указанная статья гарантирует это право члену Совета Федерации.
Необходимо также в соответствии с Конституцией Российской Федерации привести положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в этой части.
Так, например, исходя из статьи 31 УПК РФ, не установлена подсудность уголовных дел, которые будут возбуждены в отношении сенаторов Российской Федерации. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, установленные главой 52 УПК РФ (в том числе в части возбуждения уголовного дела и задержания), не могут быть применены к сенаторам Российской Федерации. Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 56 УПК РФ де-юре нет запрета на допрос сенатора Российской Федерации в качестве свидетеля по уголовному делу об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий, поскольку в данной норме запрет на допрос гарантирован члену Совета Федерации.
Законопроект также вносит изменения, в том числе и в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 137-ФЗ "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В этой связи приведение понятийного аппарата, используемого в законодательстве Российской Федерации, в соответствие с новой редакцией положений Конституции Российской Федерации будет способствовать определенности, ясности и четкости правовых норм.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.