Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 169649-8 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время порядка 5,7 млн. семей в России арендует жилье. Практически каждая десятая семья в нашей стране ежемесячно отдает значительную часть семейного бюджета на аренду жилых помещений, ограничивая себя в других жизненно необходимых расходах - на продукты, лечение и отдых, дополнительное образование.
В нынешней экономической и геополитической ситуации данная проблема приобретает особую остроту. В связи с нестабильностью на рынке труда многие семьи вынуждены менять место жительства ради того чтобы найти место работы. Из-за низкого уровня доходов, существенного роста цен на рынке недвижимости и увеличившихся ставок по кредитам для миллионов российских семей ипотека стала еще более недоступной. Социально незащищенные категории граждан, прежде всего молодые семьи с детьми, в таких условиях не в состоянии накопить на первоначальный взнос и взять ипотечный жилищный кредит. Они вынуждены безвозвратно отдавать все больше и больше своих средств за крышу над головой, поскольку стоимость аренды жилья растет весьма высокими темпами.
По данным аналитической компании BusinesStat средняя ставка аренды квартир в 2021 году составила 19 тысяч рублей, медианная заработная плата в России составила 40,2 тысячи рублей. Таким образом средняя доля затрат на аренду составила 47,2%, т е почти половину заработной платы граждане вынуждены тратить на найм жилья. Необходимо предложить новые формы государственной поддержки этими категориям граждан.
Законопроектом предлагается ввести новый социальный налоговый вычет - по расходам на найм жилого помещения.
Следует отметить, что социальные налоговые вычеты активно развиваются, в 2020 году вычетом смогли воспользоваться около 21 тысячи человек, а в 2021 году появился новый вычет - в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиком за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта.
Таким образом, появляются новые виды вычетов направленные на оказание поддержки различным категориям граждан.
В этой связи предлагается дополнить статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации подпунктами, которыми будут расширены основания для предоставления налоговых вычетов - в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за счет собственных средств по договору аренды жилья.
Важно отметить, что указанное предложение будет реализовываться в пределах уже установленной величины социального налогового вычета по всем основаниям не более 120 тысяч рублей в год.
Для получения нового вычета налогоплательщику будет необходимо предоставить договор найма жилого помещения, а также документы, подтверждающие его фактические расходы по этому договору. В результате граждане смогут получить значительную социальную поддержку.
Кроме того, данная мера будет способствовать легализации рынка аренды жилых помещений, около 90% которого по оценкам экспертов сегодня находится "тени". По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы в 2021 году было зарегистрировано всего 8 тысяч договоров аренды найма жилых помещений на срок не менее 1 года.
Таким образом, государство сможет не только поддержать граждан, но получить дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему за счет легализации рынка аренды.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.