Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" разработан в целях обеспечения сохранения за гражданами-должниками денежных средств в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по России (либо регионального прожиточного минимума пенсионера, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) в случае предъявления взыскателем исполнительного документа в организацию или иное лицо, выплачивающее должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
Первого февраля вступил в силу закон N 234-ФЗ от 29 июня 2021 г. "О внесении изменений в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", гарантирующий сохранение за гражданами-должниками заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) после взыскания долгов на основании принятых судебных актов.
Согласно поправкам, обязанность по обеспечению сохранения за гражданами-должниками заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) возложена на службу судебных приставов, банки и иные кредитные организации после получения соответствующего письменного заявления гражданина-должника о сохранении дохода в вышеуказанном размере прожиточного минимума, с приложением необходимых документов, указанных в ФЗ N 229-ФЗ.
Между тем, закон N 234-ФЗ не распространяется на случаи, указанные в статье 9 ФЗ "Об исполнительном производстве" - при предъявлении взыскателем исполнительного документа на сумму долга, не превышающую ста тысяч рублей в организацию (к примеру, в пенсионный орган, начисляющий и выплачивающий пенсию пенсионеру-должнику) или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, минуя службу судебных приставов и банки.
В связи с этим, на сегодня в рамках исполнительного производства в случаях, указанных в статье 9 ФЗ N 229, у граждан-должников продолжают удерживать половину их доходов в счет оплаты их долгов, без гарантированного ФЗ N 234-ФЗ сохранения денежных средств в размере федерального (либо регионального) прожиточного минимума.
Таким образом, на сегодня от не взыскания денежных средств в рамках исполнительного производства в размере прожиточного минимума не защищены преимущественно пенсионеры (в случае предъявления исполнительного документа взыскателем в пенсионные органы), в том числе пенсионеры, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения и иные граждане-должники (к примеру, студенты и т.д.).
В последствии такие ситуации приводят к тому, что после удержания половины дохода гражданина-должника во исполнении исполнительного документа взыскателя, у этого гражданина-должника не остается средств к существованию.
В июле 2021 года Верховный Суд РФ указал на необходимость сохранения у пенсионера денежных средств для существования после удержания долгов из пенсии (Определение 53-КАД 21-5-К 8).
По данным Федеральной Службы Судебных приставов в 2020 году более 1,3 миллиона пенсионеров являются должниками в рамках исполнительного производства.
На сегодня по данным Пенсионного Фонда РФ в адрес ведомства регулярно поступают обращения пенсионеров-должников по вопросам сохранения в рамках исполнительного производства им денежных средств в размере прожиточного минимума. Так, по данным ПФР в 2021 - 2022 г.г. в исполнительную дирекцию ПФР поступило 950 обращений пенсионеров-должников, в территориальные отделения ПФР 29,7 тыс. обращений пенсионеров-должников.
В целях обеспечения соблюдения принципа неприкосновенности прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации для всех граждан - должников (за исключением случаев, указанных в части 3.1 ст. 99 ФЗ N 229-ФЗ: при исполнении алиментных и иных указанных в законе обязательств), законопроектом предлагается внесение изменений ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым в случае предъявления взыскателем исполнительного документа в организацию или иное лицо, выплачивающее должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, указанное лицо или иная организация обязаны после удержания долгов обеспечить сохранение за гражанином-должником ежемесячно денежных средств в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации). Исполнение указанной обязанности, будет осуществляться на основании полученного указанным лицом или организацией, осуществляющей выплату периодических платежей, заявления от гражданина-должника о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
Принятие законопроекта позволит обеспечить необходимыми средствами к существованию граждан-должников, преимущественно пенсионеров-должников после удержания их долгов в рамках исполнительного производства, тем самым снизить уровень бедности пенсионеров (в целом граждан) в Российской Федерации
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.