Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 171096-8 "О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации наша страна - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов.
Повышение качества жизни инвалидов, защита семьи и детства являются ключевыми задачами государственной политики Российской Федерации в социальной сфере.
С учетом важности этих направлений для государства и общества, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" защита семьи, материнства, отцовства и детства была закреплена в Конституции Российской Федерации в качества отдельного предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж.1" части 1 статьи 72). В состав полномочий Правительства Российской Федерации включено обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (пункт "в.2" части 1 статьи 114).
На основании указанных выше принципиальных положений распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 3711-р утверждена Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года (далее - Концепция).
В соответствии с разделом IV Концепции в число ее основных задач включено усовершенствование правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации. В этих целях предлагается, в том числе:
принятие законодательных норм, регулирующих вопросы организации системы комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям и сопровождаемого проживания, в том числе организации функционирования реабилитационных организаций, стандартизации реабилитационных (абилитационных) услуг;
внесение в федеральное законодательство в сфере социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, культуры изменений, развивающих нормы о комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
При этом в Концепции отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов в Российской Федерации, с 636 тысяч в 2016 году до 704,5 тысяч по итогам 2020 года, что на 10,7 процента больше.
По этой причине поддержке семей с детьми-инвалидами, развитию системы реабилитации и абилитации детей-инвалидов уделено отдельное внимание. Этому посвящен раздел VI Концепции, который предусматривает в числе приоритетных направлений в решении проблем детской инвалидности активное включение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в реабилитационный (абилитационный) процесс.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" система реабилитации и абилитации инвалидов включает в себя санаторно-курортное лечение, которое направлено на:
1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Важность регулярного прохождения назначенного детям-инвалидам санаторно-курортного лечения обусловлена тем, что в период такого лечения ребенок получает не только комплекс общеоздоровительных и специализированных медицинских процедур, но и благотворное психологическое воздействие за счет изменения внешней среды, использования благоприятных климатических факторов, что позитивно отражается на его общем состоянии, способствует его социализации, физическому и психоэмоциональному развитию.
При этом детям-инвалидам, как правило, требуется особый уход, постоянное внимание и забота в период прохождения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. От этого напрямую зависит эффективность данного лечения. Такие условия могут обеспечить только самые близкие люди, прежде всего, родители или опекуны (попечители).
Однако в настоящее время большинство семей, в которых родители (опекуны, попечители) осуществляют трудовую деятельность, испытывают проблемы с сопровождением ребенка-инвалида в санаторно-курортной организации, уходом за ним в этот период.
Так, в силу статей 1.3 и 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" сопровождение ребенка-инвалида в период прохождения им лечения в санаторно-курортной организации не относится к периодам временной нетрудоспособности и не обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности.
Согласно статье 262.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время. Однако это не решает вышеуказанную проблему.
Использование своего ежегодного отпуска для сопровождения ребенка на санаторно-курортном лечении сокращает возможный период совместного отдыха родителей (опекунов, попечителей) и детей, не связанный с прохождением какого-либо вида лечения. Кроме того, утрачивается возможность использовать ежегодный оплачиваемый отпуск для обустройства семейного быта, общения с другими членами семьи, воспитания других детей, личного отдыха. Это негативно сказывается на психологическом климате в семье, создает предпосылки к развитию у родителей (опекунов, попечителей) хронического переутомления, их эмоциональному выгоранию, разрушению социальных связей.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 262 ТК РФ один из родителей (опекун, попечитель) имеет право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами.
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка в порядке, который устанавливается федеральными законами. В частности, в соответствии с частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" финансовое обеспечение расходов на оплату указанных выходных дней, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Возмещение расходов работодателю на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, осуществляют территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Как показал анализ текущей правоприменительной практики, использование предусмотренных статьей 262 ТК РФ дополнительных оплачиваемых выходных дней четыре раза в месяц (по одному, по два, либо сгруппировав их сразу 4 вместе или другими способами), безусловно, позволяет решать отдельные, точечные важные вопросы жизнеобеспечения ребенка-инвалида. Но в целом статистические данные, предоставленные Фондом социального страхования Российской Федерации, свидетельствуют о недостаточной распространенности данной меры поддержки семей с детьми-инвалидами.
Так, при общей численности детей-инвалидов в 704,5 тысяч человек, в 2020 году Фондом социального страхования Российской Федерации было оплачено всего 1 384,7 тыс. дополнительных выходных дней по основанию, предусмотренному ст. 262 ТК РФ. Таким образом, в среднем на одного ребенка-инвалида в течение года приходится менее 2 предоставленных дополнительных выходных дней из возможных 48. Это, даже с учетом возможности наличия в одной семье нескольких детей-инвалидов, а также наличия некоторого количества детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей и проживающих в. социальных организациях, является низким показателем.
С учетом изложенного, на основании поступающих обращений законных представителей детей-инвалидов предлагается усовершенствовать действующий механизм предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
В этих целях предлагается конкретизировать положения статьи 262 ТК РФ, установив, что однократно в течение календарного года допускается использование до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году.
Данное количество рассматриваемых выходных дней может складываться как за счет накопления, так и переноса указанных дней с последующих периодов в течение одного календарного года.
Реализация этого законодательного предложения позволит повысить эффективность меры поддержки, предусмотренной статьей 262 ТК РФ, обеспечит возможность использования родителями дополнительных оплачиваемых выходных в целях сопровождения детей-инвалидов и ухода за ними в течение всего периода санаторно-курортного лечения (21 день), а также проезда к месту такого лечения и обратно.
Это полностью отвечает задачам, вытекающим из вышеприведенных конституционных положений, а также Концепции.
При этом с целью обеспечения баланса интересов работников и работодателей при реализации проектируемых изменений предполагается закрепить положение о том, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок согласования с работодателем графика предоставления выходных дней при использовании более четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд.
В случае принятия проекта федерального закона потребуется внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами", в связи с чем предлагается отложенный срок вступления в силу (с 1 января 2023 года).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.