Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 172894-8 "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) определен перечень обстоятельств, при наступлении которых в исправительных учреждениях может быть введен режим особых условий.
Введение режима особых условий направлено на восстановление нормальной деятельности исправительного учреждения при возникновении чрезвычайного или военного положения, в случае массовых беспорядков или проявления группового неповиновения осужденных как на его территории, так и за пределами территории исправительного учреждения.
Согласно положениям статьи 212 Уголовного кодекса Российской Федерации массовые беспорядки предполагают активные умышленные деяния большой группы людей, существенно нарушающие общественную безопасность. Особенностями данного преступления являются насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывных устройств или взрывчатых веществ, а также оказание вооруженного сопротивления представителям власти.
Групповые неповиновения в отличие от массовых беспорядков могут проявляться в неактивных способах выражения осужденными своего недовольства или протеста в виде отказа от работы, приема пищи, соблюдения правил внутреннего распорядка исправительного учреждения.
Дестабилизация деятельности исправительного учреждения может возникнуть при захвате заложников, а также при наличии реальной угрозы вооруженного нападения, поскольку в случае захвата заложника происходит захват или удержание лица, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, в случае реальной угрозы вооруженного нападения происходит агрессивное противоправное действие, совершаемое с какой-либо преступной целью и создающее реальную и непосредственную опасность немедленного применения насилия как средства достижения этой цели.
Наличие данных обстоятельств может обусловливать необходимость введения режима особых условий.
Между тем УИК не содержит положений о введении режима особых условий при захвате заложников, наличии реальной угрозы вооруженного нападения на исправительное учреждение, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при введении ограничительных мероприятий (карантина) в связи с возникновением пандемий, эпидемий и эпизоотий.
В целях расширения перечня оснований введения режима особых условий в исправительных учреждениях подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
В законопроекте предусматривается, что в период действия режима особых условий отдельные права осужденных могут быть реализованы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В частности, предлагается регламентировать порядок реализации прав осужденных на свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку и переводы денежных средств, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений в зависимости от оснований введения режима особых условий.
В связи с тем, что с принятием законопроекта потребуется издание нормативного правового акта Минюста России, определяющего порядок реализации отдельных прав осужденных в период действия режима особых условий, законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу данного федерального закона.
Реализация законопроекта не потребует увеличения штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" потребует издания приказа Минюста России, определяющего порядок реализации отдельных прав осужденных в период действия режима особых условий.
Цель - регламентировать реализацию прав осужденных на свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку и переводы денежных средств, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений.
Содержание правового регулирования - установление конкретного порядка реализации прав осужденных в зависимости от оснований введения режима особых условий в исправительных учреждениях.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.