Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 173015-8 "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 91 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 3994-р. Законопроект подготовлен в целях уточнения предусмотренного пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) положения о представлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "30 декабря 2021 г."
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории, осуществляют производственный экологический контроль (далее - ПЭК) и представляют ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
В ходе ПЭК фиксируется, в том числе информация о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте хозяйственной деятельности.
Вместе с тем в пункте 11 статьи 15 Закона N 96-ФЗ указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На практике неоднозначно понимаются положения пункта 11 статьи 15 Закона N 96-ФЗ о необходимости предоставления для объектов III категории отчетности о выбросах. Данная норма трактуется как необходимость дополнительной отчетности за выбросы, при этом не ясно, в какой форме и в какой орган ее нужно предоставлять.
По данному поводу в Министерство неоднократно поступали обращения от граждан и организаций, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения однозначного понимания законопроектом предлагается исключить из пункта 11 статьи 15 Закона N 96-ФЗ положение о представлении отчетности по выбросам для объектов III категории, одновременно дополнив указанную статью пунктом 12, определяющим, что для объектов I, II и III категорий представляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Таким образом, положения и терминология статьи 15 Закона N 96-ФЗ уточняются и приводятся в соответствие со статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Одновременно в целях согласования указанных изменений со статьей 25 "Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха" Закона N 96-ФЗ законопроектом вносится корреспондирующее изменение в пункт 3 статьи 25 Закона N 96-ФЗ.
Комплексное изменение Закона N 96-ФЗ представляется целесообразным осуществить после проведения всестороннего мониторинга действующего законодательства, а также получения результатов проведения эксперимента по квотированию выбросов, предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
В законопроекте отсутствуют новые требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и дальнейшая реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечёт за собой негативных социальных, экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения будут способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации в части снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Данные решения соотносятся с установленными национальными стратегиями целями и направлениями стратегического развития Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Принятие и последующая реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также не повлечет сокращение доходов бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" не потребует признания утратившими силу, приостановления и изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.