Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 172877-8 "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях сохранения за ФСИН России функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний (далее - школы ВК, ВК соответственно).
В настоящее время в структуре уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) при ВК функционируют 18 общеобразовательных организаций.
В соответствии со статьей 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ВК организуется единый учебно-воспитательный процесс. Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся в том числе создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций.
Федеральные государственные органы также вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также организацию предоставления дополнительного образования детей (часть вторая статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с частью первой статьи 80 Федерального закона N 273-ФЗ для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях УИС, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях УИС.
Реализация данной правовой нормы требует передачи функций и полномочий учредителя школ ВК от ФСИН России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За последние пять лет численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК, снизилась более чем в 4,5 раза. ФСИН России проведена работа по ликвидации (изменению вида) ВК (с 62 до 18 учреждений), лимит наполнения которых по состоянию на 1 марта 2022 г. составлял 4 487 мест при фактическом наполнении в количестве 821 человека.
В связи с этим предпосылок к созданию школ ВК или существенному увеличению численности осужденных, подлежащих обучению в данных общеобразовательных организациях, не имеется.
В случае передачи школ ВК в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ввиду низкой наполняемости (от 9 до 110 обучающихся), они могут быть преобразованы в филиалы муниципальных общеобразовательных организаций, персонал которых будет составлять от 2 до 4 преподавателей-совместителей. Кроме того, это обстоятельство серьезно ухудшит не только состояние и результаты воспитательной и образовательной работы с несовершеннолетними осужденными, но и социально-психологическую обстановку в среде воспитанников.
Учителя школ ВК являются работниками УИС. В свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни учителя организуют внеклассные занятия с осужденными, направленные на формирование у них общей культуры, художественно-эстетическое и нравственное развитие, проводят кружковую работу, культурно-массовые мероприятия, осуществляют обучение несовершеннолетних по дополнительным общеобразовательным программам.
Педагогами школ ВК накоплен большой опыт собственных методик и педагогических наработок по взаимодействию с девиантными подростками. В своей деятельности они активно используют современные образовательные технологии.
Педагогические коллективы школ ВК активно привлекают к участию в учебно-воспитательном процессе представителей органов государственной власти, общественных объединений и религиозных организаций, родительские комитеты. В школах ВК организовано эффективное межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, привлечения родителей для совместной организации досуговой деятельности с детьми-подростками, обучения педагогов муниципальных школ способам конструктивного общения с трудными подростками, совершенствования имеющихся и внедрения новых технологий и методов, направленных на формирование законопослушного поведения у несовершеннолетних.
В силу вышеперечисленных обстоятельств представляется целесообразным сохранить школы ВК в структуре УИС, предусмотрев внесение изменений в статью 80 Федерального закона N 273-ФЗ, согласно которым для лиц, содержащихся в ВК УИС, обеспечиваются условия для получения общего образования в общеобразовательных организациях, находящихся в ведении ФСИН России.
Положения законопроекта направлены на сохранение функций и полномочий учредителя школ ВК за ФСИН России, а также возможности осуществления ими образовательной деятельности.
Одновременно в целях создания условий для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования содержащимися в них лицами законопроектом предусматривается возможность привлечения, в том числе на договорной основе, педагогических работников общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Функционирование школ ВК будет обеспечено в пределах штатной численности работников данных общеобразовательных организаций и предусмотренных ФСИН России средств федерального бюджета.
Поскольку предпосылок к созданию новых ВК или существенному увеличению численности осужденных, отбывающих наказание в данных исправительных учреждениях, не имеется, реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, принятия или изменения иных федеральных законов, в том числе внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 21 июля 2019 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 21 июля 1993 г."
Учитывая, что в связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему", Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", приказ Минюста России и Минобрнауки России от 6 декабря 2016 г. N 274/1525 "Об утверждении порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы", а также признание утратившим силу приказа Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы", законопроектом предусмотрена отлагательная норма вступления его в силу.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и других последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФСИН России, и не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему".
Цель - совершенствование правового регулирования в сфере образования несовершеннолетних осужденных.
Содержание правового регулирования - включение общеобразовательных организаций, находящихся в ведении ФСИН России, в перечень учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему;
2) внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
Цель - совершенствование правового регулирования в сфере образования несовершеннолетних осужденных.
Содержание правового регулирования - дополнение полномочий ФСИН России полномочием по разрешению вопросов по учреждению, реорганизации и ликвидации общеобразовательных организаций, находящихся в ведении ФСИН России;
3) признания утратившим силу приказа Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы";
внесения изменений в приказ Минюста России и Минобрнауки России от 6 декабря 2016 г. N 274/1525 "Об утверждении порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы".
Цель - совершенствование правового регулирования в сфере образования несовершеннолетних осужденных.
Содержание правового регулирования - установление порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, содержащимися в воспитательных колониях.
Исполнители - Минюст России, Минпросвещения России.
Срок подготовки указанных проектов нормативных правовых актов - в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.