Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 173016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Законопроект) разработан в целях обновления основных производственных фондов с повышением экономической эффективности использования водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы).
Достигнуть указанной цели в условиях ограниченной ресурсной базы возможно только путем изменения структуры производства, повысив степень и глубину переработки и, соответственно, обеспечив большую добавленную стоимость.
При этом необходимо отметить, что с 2000 года количество судов рыбопромыслового флота (далее - суда) сократилось на 45%, флот практически не обновлялся. При этом слабо развивалась и береговая переработка.
В 2005 году состав судов насчитывал почти 3 тыс. ед. Но к 2017 году ввиду морального и физического старения (возраст судов - 30 - 40 лет) из состава флота выбыло почти 600 ед.
Строительство новых судов на отечественных верфях не осуществлялось ввиду более конкурентоспособных условий европейских и азиатских верфей по срокам, стоимости и компетенциям. Также рыбаки предпочитали приобретать бывшие в употреблении суда иностранной постройки или модернизировать существующий флот.
Государственные меры поддержки строительства судов (субсидирование процентной ставки по кредитам или предоставление утилизационного гранта) оказались неэффективны и не востребованы для рыбохозяйственной отрасли.
К 2030 году прогнозируется вывод из эксплуатации еще более 1 тыс. ед. флота.
С учетом совокупности указанных обстоятельств на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации в 2015 году под председательством Президента Российской Федерации было принято решение о целесообразности начиная с 2017 года реализации механизма инвестиционных квот с обязательствами по строительству судов или береговых рыбоперерабатывающих заводов.
Механизм инвестиционных квот позволил привлечь дополнительные инвестиции на обновление основных фондов. Инвестиции в 2019 году выросли по отношению к 2018 году более чем на 22,4% и составили 45 млрд. руб. В 2020 году рост инвестиций составил уже 51,3% и достиг 68,1 млрд. руб. Следует также отметить, что с начала реализации механизма инвестиционных квот налоги по виду экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство" выросли более чем в 2 раза.
Объем инвестиций по заключенным договорам в рамках реализации механизма инвестиционных квот оценивается на уровне 230,3 млрд. руб. Большую часть инвестиций (почти 88%) составили инвестиции в обновление судов (Север - 25 ед., Дальний Восток - 33 ед.), которые позволят обновить добывающие мощности на 80% на Севере и на 40% на Дальнем Востоке.
Базовыми преимуществами новых судов рыбопромыслового флота являются сокращение удельного потребления топлива, автоматизация перерабатывающего производства, использование более производительных судовых промысловых и рыбоперерабатывающих комплексов. Так, сокращение потребления топлива на 10%) на судах рыбопромыслового флота может приносить ежегодно не менее 3 млрд. руб. валовой прибыли, а также соответствующие налоговые доходы.
При этом исходя из реализуемых технологических решений акцент смещен на производство более экологически безопасных судов.
При проектировании с учетом современных технологий для рыбопромыслового судна сравниваются несколько различных вариантов обводов корпуса, моделируются различные погодные условия, позволяющие учесть специфику промысла и улучшить технические характеристики. Как правило, конструкция новых рыбопромысловых судов получается облегченной при той же прочности.
Также на данный момент основной упор в проектировании корпуса для рыбопромысловых судов делается на оптимизацию пространства, улучшение остойчивости для эксплуатации, что является важным фактором для обеспечения безопасности мореплавания.
Кроме распределения 20% инвестиционных квот в период 2019 - 2021 годов на аукционы были выставлены 50% квот крабов на инвестиционные цели. Всего выставлен 41 лот с обязательствами по постройке 41 судна-краболова, что по итогам аукциона привлекло в доход бюджета 145 млрд. руб. и порядка 60 млрд. руб. инвестиций.
За счет дополнительных доходов от реализации квот добычи (вылова) краба Росрыболовству в 2020 - 2021 годах предусматривалось дополнительное выделение бюджетных ассигнований в объеме 9,5 млрд. рублей по следующим направлениям:
на строительство научно-исследовательских судов в объеме 5,9 млрд. рублей;
на материально-техническое обеспечение Росрыболовства и его территориальных органов 2 млрд. рублей;
на приобретение здания ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии в объеме и его переоборудование 1 млрд. рублей;
на обеспечение питанием и обмундированием курсантов, приобретения и модернизации специализированного оборудования, на капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий учебных заведений среднего
профессионального образования и иные расходы 0,6 млрд. рублей.
Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 1 октября 2019 г. N Пр-2070 Минпромторгом России реализовывалась мера поддержки в форме компенсации части затрат на строительство краболовных судов на дальневосточных верфях в объеме до 10 млрд. рублей.
По предварительным данным отраслевой системы мониторинга, российские рыбаки завершили 2021 год с опережением 2020 года в 1,5%: во всех бассейнах Российской Федерации и за пределами российских вод добыто более 5,05 млн. т рыбы. Этот показатель оказался выше рекордного вылова 2018 года, когда отечественные рыбаки впервые преодолели планку в 5 млн. т (рекордный показатель с 1992 года).
Производство рыбы и рыбных продуктов, переработанных и консервированных, по оперативным данным Росстата, за январь - ноябрь 2021 г. в сравнении с аналогичным периодом 2020 года практически не изменилось и составило 3976,9 тыс. т.
В разрезе основных видов продукции в январе - ноябре 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 года сократилось производство:
рыбы мороженой - на 2,1%, или 59,3 тыс. т, до 2744,8 тыс. т;
консервов рыбных - на 9,9%, или 20 тыс. т, до 182,7 тыс. т.
Увеличился объем производства:
икры лососевых - в 2 раза, или на 11,2 тыс. т, до 22,6 тыс. т;
мяса рыб (включая фарш) мороженого - на 61,4%, или 15,5 тыс. т, до 40,7 тыс. т;
филе рыбного мороженого - на 23,3%, или 38,5 тыс. т, до 204 тыс. т;
рыбы, включая филе, копченой - на 2,9%, или 1,7 тыс. т, до 59,1 тыс. т;
икры осетровых - на 16,4%, или 6,7 т, до 47,9 т.
Данные результаты показывают изменение структуры производства и подходов рыбопромышленных компаний к вопросам выпускаемой продукции и добавленной стоимости. Снижение объемов производства рыбы мороженой с одновременным увеличением объемов производства филе рыбного полностью соответствует ориентирам, заданным Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р.
Это стало возможным в том числе благодаря вводу в эксплуатацию в рамках реализации механизма инвестиционных квот более 20 береговых заводов. Анализ производства продукции по указанным инвестиционным объектам показал, что порядка 70% уловов в рамках инвестиционных квот перерабатывается в филе и рыбный фарш.
Следует также отметить, что в 2021 году на территории Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна объем улова по инвестиционным квотам составил 110,76 тыс. тонн (на 40,02 тыс. тонн больше уровня 2020 года), на территории Северного рыбохозяйственного бассейна - 19,99 тыс. тонн (на 16,55 тыс. тонн больше уровня 2020 года).
Объем выпущенной продукции по инвестиционным квотам в 2021 году на территории Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна составил 64,21 тыс. тонн (на 23,34 тыс. тонн больше уровня 2020 года), на территории Северного рыбохозяйственного бассейна - 17,11 тыс. тонн (на 14,64 тыс. тонн больше уровня 2020 года).
Новые построенные объекты по инвестиционным квотам обеспечивают дополнительные высокотехнологичные рабочие места на предприятиях рыбоперерабатывающего комплекса и поступление налоговых отчислений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно данным ФНС России по состоянию на 1 декабря 2021 г. общая сумма налоговых поступлений от предприятий отрасли (рыболовство и рыбоводство) составила 40,7 млрд. руб., что на 6,99 млрд. руб. (или на 23,3%) выше показателя аналогичного периода 2020 года.
Уровень рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, работ, услуг с 2017 года по виду экономической деятельности "Рыболовство морское промышленное" увеличился с 10% в 2017 году до 43% в 2020 году.
К 2025 году также ожидается увеличение краболовного флота до 202 единиц (до 176 - Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн и до 26 - Северный рыбохозяйственный бассейн).
При этом к 2025 году возможно ожидать постепенное выбытие более 100 краболовных судов в связи с достижением 30-летнего срока их эксплуатации (Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн - около 120 судов, Северный рыбохозяйственный бассейн - около 13 судов).
В среднем одно судно-краболов может добывать от 1000 тонн в год, а установленный объем добычи (вылова) крабов составляет порядка 80 - 90 тыс. тонн в год. Уже имеющиеся суда, а также суда, строящиеся в рамках механизма инвестиционных квот, полностью обеспечат объем планируемой добычи (вылова) крабов.
При этом окупаемость строительства краболовного судна самостоятельно определяется инвестором с учетом инвестиционных обязательств на стадии подачи заявки на участие в аукционе по продаже квоты добычи (вылова) краба (включая глубоководных крабов).
Учитывая изложенное, основной целью первого этапа инвестиционных квот является обновление основных производственных фондов и повышение экономической эффективности путем изменения структуры производства продукции от сырьевой - экстенсивной к инновационно-интенсивной.
По итогам первого этапа совокупный объем перерабатывающих мощностей (на судах и на берегу) составит более 3 млн. т сырья и покроет примерно 60% - 65% российского вылова (5 млн. т).
Тем самым с помощью программы инвестиционных квот будет обновлено порядка 80% мощности флота для Северного бассейна и 40% - для Дальнего Востока.
Фактически закладывается основа на будущие 20 - 30 лет для обеспечения устойчивого рыболовства и выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции, создаются условия для свободной торговли и выхода на новые премиальные рынки сбыта.
Судостроительные верфи нарабатывают опыт строительства рыбопромысловых судов различных проектов, что в будущем может составить существенную конкуренцию зарубежным судостроительным и судоремонтным предприятиям.
Механизм дает возможность построить современные высокоэффективные суда, которые соответствуют всем современным международным требованиям безопасности мореплавания, всем требованиям экологичности.
Часть флота строится именно в регионах - участниках программы инвестиционных квот. Например, колхоз им. Ленина, зарегистрированный и базирующийся в Камчатском крае, строит 6 судов на предприятии ООО "НТТТТ "Торсиотест" в г. Петропавловске-Камчатском.
Введение инвестиционных квот оказалось достаточно полезным не только с точки зрения инвестиций, но и для выявления слабых мест российской судостроительной отрасли (низкий уровень компетенции, дефицит квалифицированного персонала, отсутствие собственных проектов, специализированного оборудования, программного обеспечения, критическое финансовое положение верфей).
В период с 2019 года российскими резидентами на зарубежных верфях размещены заказы по строительству крупнотоннажных и среднетоннажных судов рыбопромыслового флота, в том числе краболовов.
Это приводит к снижению вклада рыбохозяйственного комплекса в валовой внутренний продукт страны и, соответственно, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также к оттоку добавленной стоимости иностранным компаниям.
Данное обстоятельство указывает на наличие потребности в продолжении строительства нового современного флота и береговых предприятий как важных производственных и социально ориентированных объектов.
В части береговой переработки необходимо отметить, что в целом традиционно в советские годы в стране она отставала. Создание новых заводов позволит придать существенный импульс социально-экономическому развитию прибрежных субъектов Российской Федерации, создать и закрепить новые рабочие места на указанных территориях, будет способствовать развитию смежных отраслей экономики, обеспечит увеличение объемов и линейки выпускаемой продукции.
Строительство заводов по переработки минтая, сельди и донно-пищевых видов обеспечит создание постоянных рабочих мест, в отличие от сезонных рабочих мест на промысле лососевых видов рыб, и позволит создать условия для постоянного проживания населения на дальневосточных территориях, тем самым сократив отток населения.
Строительство береговых заводов позволит производить конечную продукцию для потребителя, что должно будет стать драйвером для брендирования российской продукции и ее маркетингового продвижения на внутреннем и зарубежных рынках. Это увеличит доходность производителей и, соответственно, повысит отчисления в бюджетную систему Российской Федерации.
Необходимость развития переработки также продиктована негативными последствиями ограничений поставок рыбной продукции в Китайскую Народную Республику, введенных в 2020 году в связи с пандемией COVID-19.
С учетом объемов российского минтая и сельди, традиционно направляемых на переработку в Китайскую Народную Республику (от 600 до 850 тыс. т ежегодно), отечественная переработка в Дальневосточном федеральном округе имеет потенциал увеличения производства продукции более чем в 2 раза. При этом справиться с переработкой такого объема водных биоресурсов, как показывает мировой опыт, могут только крупные рыбоперерабатывающие заводы, способные осуществлять весь комплекс работ по приемке, переработке и хранению рыбной продукции. В качестве примера рыбной продукции, которая ранее не производились отечественными компаниями, но импортировались из-за рубежа, можно привести рыбный фарш-сурими, используемый для приготовления крабовых палочек.
Строительство крупных рыбоперерабатывающих заводов позволит полностью исключить зависимость рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, изменить логистику и направить транспортные потоки на внутренний и зарубежные рынки.
Учитывая указанные результаты, можно констатировать, что механизм инвестиционных квот с точки зрения привлечения инвестиций в отрасль себя оправдывает (в 2014 - 2016 годах объем инвестиций в основной капитал был на уровне 10-12 млрд. рублей в год, а в 2020 году уже составил 63 млрд. рублей) и в будущем будет эффективным инструментом привлечения инвестиций в основной капитал и обновления производственных фондов.
В рамках второго этапа инвестиционных квот разработан Законопроект, направленный на дальнейшее повышение эффективности пользования водными биоресурсами, являющимися федеральной собственностью, и дальнейшее интенсивное обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса.
Новый этап инвестиционных квот позволит:
построить порядка 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, 10 из которых - крупно- и среднетоннажные суда для промысла минтая и сельди;
построить до 35 судов-краболовов и ориентировочно до 6 иных объектов, необходимых для организации промысла крабов;
построить порядка 8 современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке;
построить до 30 иных объектов для развития переработки и хранения гидробионтов;
обеспечить дополнительный доход федерального бюджета за счет средств, полученных по результатам аукционов с инвестиционными обязательствами (порядка 200 млрд. руб.);
привлечь около 300 млрд. руб. инвестиций в обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса;
создать дополнительные высокопроизводительные рабочие места.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о продолжении субсидирования строительства краболовов на верфях, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, объем необходимых бюджетных средств будет в пределах установленных лимитов.
Для этих целей предполагается выделение дополнительных 20% общих допустимых уловов (далее - ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов в определенных районах промысла, а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морские гребешки, трубачи, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги. При этом в целях компенсации потерь инвесторам первого этапа инвестиционных квот на добычу (вылов) водных биоресурсов предполагается их дополнительное наделение 4% ОДУ в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Для определения указанных подходов второго этапа инвестиционных квот проведен анализ изменений ОДУ за период 2017 - 2020 годов.
Результаты данного анализа показали как незначительный рост, так и падение ОДУ по отдельным видам водных биоресурсов, но в целом эти запасы стабильны. Например, ОДУ минтая в 2017 году составил 1,890 млн. т, а в 2022 году - 1,927 млн. т (включая около 40 тыс. т минтая в Чукотской подзоне, ОДУ для которой устанавливается с 2020 года), что говорит о сохранении ОДУ минтая в 2017 - 2022 годах примерно на одном уровне.
В рамках анализа целесообразности реализации второго этапа оценен ряд параметров экономической эффективности промысла водных биоресурсов, на которые устанавливаются инвестиционные квоты: объем привлеченных инвестиций на каждый тип объекта инвестиций, доход предприятий-инвесторов за время пользования правом на добычу водных биоресурсов и их эффективность. Следует отметить, что при "историческом принципе" отсутствуют меры стимулирования привлечения инвестиций. При выручке предприятий около 400 млрд. руб. в год доходы бюджета от сбора за пользование водными биоресурсами составляют лишь 2 - 2,5 млрд.. руб., из которых 80% направляется в бюджеты регионов, а 20% - в федеральный бюджет. Поскольку объекты инвестиций строятся на российских верфях, в том числе в прибрежных регионах, часть денежных средств на протяжении сроков реализации инвестиционных проектов в виде налогов и социальных отчислений останется в субъектах Российской Федерации.
Так, на 1 объект инвестиций типа А (крупнотоннажное судно) квота составляет 27,44 тыс. т минтая и сельди в год, при этом средний объем инвестиций на тип А составляет 6,5 млрд. руб., или 15,8 тыс. руб. на 1 т предоставляемой инвестиционной квоты, что, в свою очередь, составляет более 20% от рыночной стоимости минтая без головы (75 - 85 тыс. руб./т) на протяжении 2021 года.
Коэффициент эффективности для инвестора составляет 4,99, то есть на 1 руб. затраченных инвестиций пользователь получает 4,99 руб. выручки, что при расчете стоимости уловов за 15 лет промысла (срок действия договора) позволит инвестору получить доход в размере 32,5 млрд. руб.
На 1 объект инвестиций типа М (крупный завод) квота составляет 14,42 тыс. т минтая и сельди в год, при этом средний объем инвестиций на тип М составляет около 1,7 млрд. руб., или 7,85 тыс. руб. на 1 т предоставляемой инвестиционной квоты, что, в свою очередь, составляет порядка 10% рыночной стоимости минтая без головы (75 - 85 тыс. руб./т) на протяжении 2021 года.
Коэффициент эффективности для инвестора составляет 9,81, то есть с 1 руб. затраченных инвестиций рыбопромышленник получает 9,81 руб. выручки, что при расчете стоимости уловов за 15 лет промысла (срок действия договора) позволит инвестору получить доход в размере 17,0 млрд. руб.
На 1 объект инвестиций типа В-1 (среднетоннажное судно) квота составляет 10,02 тыс. т минтая и сельди, при этом объем инвестиций на тип В-1 составляет около 1,451 млрд. руб., или 9,65 тыс. руб. на 1 т предоставляемой инвестиционной квоты, что, в свою очередь, составляет порядка 13% рыночной стоимости минтая без головы (75 - 85 тыс. руб./т) на протяжении 2021 года.
При этом коэффициент эффективности для инвестора составляет 10,64, то есть с 1 руб. затраченных инвестиций рыбопромышленник получает 10,64 руб. выручки, что при расчете стоимости уловов за 15 лет промысла (срок действия договора) позволит инвестору получить доход в размере 15,4 млрд. руб.
На 1 объект инвестиций типа Д-2 (малотоннажное судно) квота составляет 1,23 тыс. т по донно-пищевым видам водных биоресурсов (терпуги, макрурусы, камбалы), при этом средний объем инвестиций на тип Д-2 составляет 213 млн. руб., или 11,65 тыс. руб. на 1 т предоставляемой инвестиционной квоты, что составляет от 5% до 12% рыночных цен на продукцию из этих водных биоресурсов. Доход компаний-инвесторов от реализации уловов по инвестиционным квотам за 15 лет составит 3,96 млрд. руб.
При этом коэффициент эффективности для инвестора составляет 19,31, то есть с 1 руб. затраченных инвестиций рыбопромышленник получает 19,31 руб. выручки.
На примере первого этапа инвестиционных квот немаловажно отметить, что большая часть инвестиций привлекается за счет заемных средств. Так, из 230 млрд. руб. порядка 80% представлены кредитными организациями.
Таким образом, даже при средней рентабельности по отрасли 40% - 45% только инвестиционной квоты недостаточно, чтобы окупить инвестиционный проект, и компании-инвесторы используют часть квоты, распределенной по "историческому принципу", для работы как судов, так и береговых предприятий.
Расчет по инвестиционным квотам крабов носит иной характер, так как право на добычу предоставляется сразу по итогам аукционов по продаже права, также установлены инвестиционные обязательства по строительству судов-краболовов.
Один лот инвестиционных квот по крабам составил 1,100 тыс. т крабов в год, средняя стоимость лота на аукционе в расчете на 15 лет - 3,407 млрд. руб. Средняя стоимость одного судна-краболова 1,423 млрд. руб. Таким образом, затраты инвестора на 1 лот составили 4,830 млрд. руб. При этом доходы от реализации крабов в объеме 1100 т при средней цене 2,250 руб./кг в течение 15 лет составят 37,125 млрд. руб. Таким образом, на 1 потраченный инвестором рубль доход составит 7,68 руб., что говорит о высокой доходности при промысле крабов.
Такой же высокий уровень доходов крабодобывающих предприятий держится на протяжении последних 15-20 лет и прогнозируется на будущие периоды.
Аналогичным образом выглядят и доходы от реализации морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов. При вылове этих гидробионтов в 2021 году в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне суммарный вылов составил 25,6 тыс. т, при этом экспорт продукции из них, по оперативным данным, составил 17,5 тыс. т стоимостью 5,3 млрд. руб. При сохранении данных объемов экспортная выручка за 15 лет составит 79,5 млрд. руб. Уровень рентабельности при промысле этих гидробионтов не уступает промыслу крабов. С учетом долгосрочного предоставления данных видов водных биоресурсов в пользование по "историческому принципу" предприятия уже окупили понесенные затраты на приобретение права и получали прибыль на протяжении многих лет.
Таким образом, представляется целесообразным проведение аукционов с инвестиционными обязательствами по предоставлению права на добычу морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 20 декабря 2014 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) граждане и юридические лица могут осуществлять промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Закона о рыболовстве водные биоресурсы могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов рыболовства, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено федеральными законами.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Закона о рыболовстве установлено, что ОДУ водных биоресурсов ежегодно распределяются и утверждаются применительно к такому виду квоты, как квота добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленная на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Согласно части 3 статьи 19 и части 3 статьи 20 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, ОДУ которых устанавливается и распределяется применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели в области рыболовства в морских водах и в районах международных договоров, водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели (статья 33.7 Закона о рыболовстве).
Вместе с тем в части 3 статьи 29.3 указано, что ОДУ определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) на инвестиционные цели, не должен превышать 20% ОДУ таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квотам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о рыболовстве (квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства), пунктом 8 части 1 статьи 30 Закона о рыболовстве (квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства).
Согласно части 3 статьи 30 Закона о рыболовстве порядок распределения ОДУ водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) определяется Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. N 768 "О распределении общих допустимых уловов применительно к видам квот их добычи (вылова)").
Исходя из положений указанного постановления распределение осуществляется по следующей формуле:
ОДУр = ОДУ - ОДУкмнс - ОДУнаучн - ОДУ люб.
ИК - ОДУр х 20% X идк,
где:
ИК - инвестиционная квота;
ОДУр - размер распределенного ОДУ или доли Российской Федерации в районах действия международных договоров или морских водах Российской Федерации (пункт 12 Положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. N 768);
ИДК - инвестиционная доля квоты (установлена в приложении к Положению о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 648).
В соответствии с подготовленным Законопроектом расчет будет осуществляться для инвесторов первого этапа следующим образом:
для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна:
ИК1дв = (ОДУр х 20% х ИДК) + (ОДУр х 4%);
для Северного рыбохозяйственного бассейна:
ИК1сев = ОДУр х 20% х ИДК.
Расчет для инвесторов второго этапа будет осуществляться исключительно по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну следующим образом:
ИК2дв = ОДУр х 20% х ИДК.
Исходя из части 14 статьи 31 Закона о рыболовстве, а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2019 г. N 1380 "О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства" расчет размера ОДУ для инвесторов крабовых аукционов осуществляется следующим образом:
ОДУр = ОДУ - ОДУкмнс - ОДУнаучн - ОДУ люб.
ИКкраб = ОДУр х 50% х ИДК.
В соответствии с подготовленным Законопроектом расчет размера ОДУ для инвесторов первого этапа крабовых аукционов будет осуществляться следующим образом:
ИКкраб 1 = ОДУр х 50% х ИДК.
Расчет для инвесторов второго этапа крабовых аукционов:
ИКкраб2 - ОДУр х 50% х ИДК.
Также Законопроектом предусмотрен следующий порядок расчета размера ОДУ моллюсков и прочих водных беспозвоночных:
ОДУр = ОДУ - ОДУкмнс - ОДУнаун - ОДУ люб.
ИКмоллюск = ОДУр х 100% х ИДК.
Инвестиционная квота первого этапа составляет 20%, или 1/5 часть, морской квоты. При этом следует учитывать, что 1/5 часть изымается по каждому виду водного биоресурса в конкретном районе промысла. Объем изъятия 1/5 квоты для отдельных пользователей в определенных районах промысла одного и того же вида водного биоресурса в натуральном выражении будет различным.
Учитывая, что второй этап инвестиционных квот по тресковым и донно-пшцевым видам рыб планируется проводить только в отношении Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, участники первого этапа инвестиционных квот Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна нуждаются в защите инвестиций. Данное обстоятельство обусловлено финансовыми моделями инвестиционных проектов и тем, что инвестиционная квота, предусмотренная для каждого типа объекта инвестиций, рассчитана исходя из 50% загрузки годовой мощности соответствующего объекта. Соответственно, инвесторы при планировании своего участия в первом этапе закрепления инвестиционных квот в финансовые модели инвестиционных проектов закладывали дополнительную загрузку создаваемых объектов сырьем за счет исторических квот.
Наделение инвесторов первого этапа компенсирующими 4% долей инвестиционной квоты является необходимым при введении второго этапа распределения для сохранения ресурсного обеспечение сырьем новых судов и заводов на уровне экономической эффективности, предусмотренном при отборе инвестиционных проектов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот. Согласно произведенным расчетам, при проведении второго этапа программы инвестиционных квот, именно в таком размере (порядка 4%) уменьшится объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов у участников 1 этапа программы инвестиционных квот.
Таким образом, для компенсации потерь инвесторов после второго изъятия и закрепления инвестиционных квот первого этапа потребуется дополнительное пропорциональное изъятие еще 4%, то есть 20% от 20% инвестиционной квоты первого этапа, что составит порядка 78 тыс. т минтая и 16 тыс. т сельди.
Законопроектом предусматривается условие принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае нарушения обязательства инвестора об осуществлении производства рыбной и иной продукции из уловов водных биоресурсов в рамках инвестиционных квот в объеме не менее 70% таких квот в течение 2 лет подряд с момента распределения инвестиционных квот на береговой объект инвестиций.
Относительно субъектов малого и среднего предпринимательства, которым предоставляется право на добычу (вылов) водных биоресурсов в периоды с 2004 по 2008 годы, с 2009 по 2018 годы и с 2019 по 2033 годы, следует отметить, что количество таких компаний и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) и осуществляющих промысел минтая и сельди, составляет 66 (всего - 124 компании и индивидуальных предпринимателя), по крабам - 44 (всего - 82 компании и индивидуальных предпринимателя), по беспозвоночным гидробионтам - 34 (всего - 44). Порядка половины компаний, включенных в реестр МСП, работают в группах компаний, которые владеют суммарно большими долями квот и являются участниками первого этапа инвестиционных квот. Также некоторые компании прошли стадии реорганизации путем выделения или слияния в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Вышеуказанные периоды составляют более 15 лет, за которые предприятия получили доходы, позволяющие возместить затраты на приобретение права и получить прибыль.
Предлагаемые Законопроектом нормы предусматривают участие субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурентных процедурах и не ограничивают их деятельность.
Кроме того, в устанавливаемых актами Правительства Российской Федерации нормах определена широкая линейка инвестиционных обязательств в части строительства крупно-, средне- и малотоннажных судов.
Аналогичный подход применяется и к перерабатывающим заводам. Для реализации второго этапа планируется использовать такой же подход с широкой линейкой инвестиционных объектов и предусмотреть различный размер лотов, чтобы в конкурентных процедурах могли участвовать организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.
По вопросу изменения ресурсного обеспечения и доходов регионов в Законопроекте сделан акцент на доставку охлажденных уловов водных биоресурсов (минтая и сельди) для последующей переработки на берегу, а также живых и охлажденных крабов, моллюсков и других беспозвоночных, что является прибрежным рыболовством. Организации, осуществляющие прибрежное рыболовство в соответствии с Законом о рыболовстве, должны быть зарегистрированы в соответствующем прибрежном субъекте Российской Федерации, что повлечет сохранение ресурсной базы. Таким образом, налогооблагаемая база регионов не уменьшится.
В части вступления законопроекта в законную силу с 1 января 2023 г. необходимо отметить, что предоставление инвестиционных квот носит заявительный характер. Квота не изымается из квот, распределенных по "историческому принципу" одномоментно, а по факту постройки инвестиционного объекта. Отложение вступления положений по отбору инвестиционных проектов в силу ограничит потенциальных инвесторов, которые .уже на данном этапе выражают готовность в участии во втором этапе, что не допустит технологического разрыва в строительстве современных отечественных рыболовных судов.
Реализация положений Законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, не повлечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также уменьшения доходной части соответствующих бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В Законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые решения не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
В соответствии с экспертной оценкой, данной согласно предварительным итогам первого этапа инвестиционных квот, прогнозируется, что введение предусмотренного проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) механизма позволит достичь следующих финансово-экономических и социально значимых результатов:
построить порядка 30 высокоэффективных судов рыбопромыслового флота;
построить до 35 судов-краболовов и ориентировочно до 6 иных объектов, определяемых Правительством Российской Федерации;
построить около 8 современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке;
построить до 30 иных объектов для развития переработки, хранения и торговли гидробионтами;
обеспечен дополнительный доход федерального бюджета за счет средств, полученных по результатам аукционов с инвестиционными обязательствами (крабы, морские гребешки, трубачи, морские ежи серые и черные, трепанги), в размере порядка 150 млрд. рублей;
привлечено около 300 млрд. рублей дополнительных инвестиций в обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса;
созданы дополнительные рабочие места исходя из 140 единиц в среднем на один объект инвестиций.
Принятие законопроекта не требует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета. Реализация данного механизма будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации полномочиями и предельной численностью работников.
Реализация положений законопроекта не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований или снижения доходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые решения не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" потребуют принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минвостокразвития России, ФАС России, ФСБ России, Росрыболовство.
Срок принятия - декабрь 2022 г.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.