Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что национальными интересами на долгосрочную перспективу являются сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а "образом будущего России" должна быть крепкая, благополучная семья. Передача ребенка-сироты на воспитание в семьи граждан иностранных государств, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, очевидно, не отвечает национальным интересам нашей страны.
Уже многие годы "коллективный запад" подменяет понятия добра и зла, разрушает традиционные семейные устои и нравственные ценности. "Хочешь победить народ - воспитай его детей". Передача наших детей на воспитание в "недружественные страны" - это удар по будущему нации. При этом необходимо обратить внимание на то, что по состоянию на начало 2021 года (по данным Федерального статистического наблюдения "Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Форма N 103-рик) на воспитании в семьях иностранных усыновителей находится 17 498 детей-сирот.
В семьях российских граждан воспитывается 455 866 детей-сирот. И каждый год в России все больше граждан делают этот осознанный выбор - принятие в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2021 году в семьи российских граждан на безвозмездную форму опеки (попечительства) было передано 20 947 детей-сирот (из них 455 детей-инвалидов); на возмездную форму опеки попечительства переданы 12 629 детей-сирот (из них 470 детей-инвалидов); на усыновление - 2 606 детей-сирот (из них 71 ребенок-инвалид).
Доля иностранного усыновления российских детей-сирот падает с каждым годом. Так, в 2021 году иностранными гражданами было усыновлено 69 детей-сирот (из них детей-инвалидов - 7), в 2020 году - 38 детей-сирот (из них детей-инвалидов - 3), в 2017 году - 380 детей-сирот (из них детей-инвалидов - 38). А в 2010 году (до принятия Федерального закона от 28.12.2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" - далее Федеральный закон N 272-ФЗ) иностранные граждане усыновили 3 355 детей-сирот (из них детей-инвалидов - 148).
Опыт принятия Федерального закона N 272-ФЗ показал, что отказ от иностранного усыновления (а именно усыновления гражданами США) был верным решением. Все дети, которые должны были быть усыновлены "американцами", были устроены в семьи российских граждан.
Выпады оппонентов о том, что иностранные граждане спасают наших детей-сирот и преимущественно усыновляют детей-инвалидов, не подтверждаются статистикой.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается установить запрет на усыновление и передачу под опеку российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам иностранных государств, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации.
При этом предложенный законопроектом подход (когда не обозначаются конкретные государства, а идет отсылка к перечню иностранных государств, утверждаемому Правительством Российской Федерации) позволяет в будущем, если, страна перестанет совершать недружественные действия в отношении Российской Федерации, снять соответствующий запрет без внесения изменений в Семейный кодекс Российской Федерации.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что указанный законопроект не направлен на полный запрет иностранного усыновления и не исключает партнерства с иностранными государствами по всем вопросам, касающимся детей, которые уже переданы на усыновление в иностранные государства.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.