Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в целях введения запрета отдельным категориям лиц иметь недвижимое имущество на территории государств - членов и кандидатов на вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО).
Необходимость предлагаемых мер обусловлена агрессивной экспансией военного альянса, направленной против России. Вопреки неоднократным заверениям НАТО об отказе от расширения на Восток, за последние десятилетия членами организации стали 14 государств.
В 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 году - Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва, Словения и Эстония. В 2009 году - Хорватия и Албания. В 2017 году - Черногория. В 2020 году - Северная Македония.
Пока настоящий законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы, членами НАТО с вероятностью, близкой к абсолютной, станут Швеция и Финляндия, в отношении которых по состоянию на 29 июля 2022 года 20 из 30 стран альянса уже ратифицировали протокол о присоединении к Организации.
Босния и Герцеговина является официальным кандидатом на вступление в НАТО после подключения к Плану действий для членства в альянсе, в шаге от которого также находятся Украина и Грузия.
Проектом федерального закона предлагается установить запрет иметь недвижимое имущество на территории государств - членов и кандидатов на вступление в Организацию Североатлантического договора в отношении круга лиц, установленного статьей 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
К ним относятся, в частности: лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включая Президента России, Председателя Правительства, федеральных министров, судей и др.; депутаты Государственной Думы и сенаторы, отдельные региональные и местные депутаты, а также кандидаты; лица, занимающие отдельные должности государственной гражданской службы; отдельные должности в органах прокуратуры, Следственного комитета, МВД, СВР, ФСБ России и таможни; отдельные должности в Центральном банке и Счетной палате; отдельные должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях; отдельные муниципальные должности.
Запрет иметь недвижимое имущество на территории государств - членов и кандидатов на вступление в НАТО распространяется на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.
Исключения составляют должности в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов.
Инициативы запретить отдельным категориям лиц недвижимое имущество за границей выдвигались КПРФ уже неоднократно. Так, например, согласно законопроекту N 624870-6 от 16 октября 2014 года и поправкам к проекту закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", соответствующий запрет предлагалось распространить на все иностранные государства.
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поправки КПРФ были внесены в таблицу рекомендуемых к принятию. Однако неожиданно в итоговых формулировках запрета иметь недвижимость за рубежом не оказалось.
Глава Комитета Павел Крашенинников тогда заявил, что это связано с тем, что у многих его коллег есть доставшаяся по наследству недвижимость в странах СНГ: "Мы совсем недавно пережили трагедию, связанную с распадом Советского Союза. У нас семьи разорваны. И у нас самое большее количество недвижимости за рубежом именно в странах СНГ, а не в Великобритании, США и Испании".
В том созыве в декларациях 26 депутатов Государственной Думы была указана иностранная недвижимость.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учтена позиция профильного Комитета Государственной Думы, в связи с чем предлагается запретить отдельным категориям лиц иметь недвижимое имущество только на территории стран - членов и кандидатов на вступление в НАТО.
На территории дружественных стран постсоветского пространства иметь недвижимое имущество по-прежнему не воспрещается.
Под запретом иметь недвижимое имущество на территории государств - членов и кандидатов на вступление в Организацию Североатлантического договора понимается запрет на прямое и косвенное (через третьих лиц) осуществление любых вещных прав на такое недвижимое имущество.
Лица, на которых распространяется запрет, имеющие соответствующую недвижимость, обязаны незамедлительно после вступления федерального закона в силу, прекратить пользование недвижимым имуществом, расположенным на территории государств - членов и кандидатов на вступление в НАТО, кроме как для целей его отчуждения, и в течение трех месяцев осуществить такое отчуждение.
Принятый Федеральный закон должен вступить в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
В случае, если указанные лица не могут выполнить предусмотренные законом требования в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от их воли, отчуждение должно произойти в течение трех месяцев со дня прекращения таких обстоятельств.
В случае принятия недвижимости в наследство, на ее отчуждение дается срок в шесть месяцев.
Отдельно необходимо отметить, что Указом Президента России от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" введены некоторые ограничения на совершение гражданами России некоторых сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
В редакции Указов Президента РФ от 5 марта 2022 года N 95 и от 4 мая 2022 года N 254 он позволяет совершать сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, с разрешения специальной правительственной комиссии, а также с использованием специальных рублевых счетов в российских банках или просто покупать недвижимость за рубежом у российских лиц или подконтрольных им иностранных организаций.
В этой связи в целях введения в отношении высокопоставленных должностных лиц значительно более строгих ограничений возникает необходимость принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусматривается запрет иметь недвижимое имущество на территории государств - членов и кандидатов на вступление в НАТО.
Предлагаемый законопроект является необходимым, своевременным и логичным шагом в развитие политики в рамках системной суверенизации государственной власти и управления в Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях введения запрета отдельным категориям лиц иметь недвижимое имущество на территории государств - членов и кандидатов на вступление в Организацию Североатлантического договора в ситуации, когда НАТО проводит политику, деградировавшую от явно недружественной до откровенно враждебной, и размещает все больше наступательных вооружений у непосредственных границ России, позволит устранить возможные рычаги давления на высокопоставленных должностных лиц в нашей стране, на их супруг (супругов) и детей, а также снизить коррупциогенные риски, которые могут использоваться для подрыва национальной безопасности Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внести изменения в:
1) часть 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2020, N 46, ст. 7197);
2) пункт 1.2 статьи 11 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011; 2020, N 46, ст. 7196);
3) часть 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 45, ст. 7061).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.