Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 176000-8 "О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части предоставления льгот по уплате государственных пошлин за совершение юридически значимых действий вновь созданным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по уплате государственных пошлин за совершение юридически значимых действий вновь созданным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) подготовлен в целях поддержки вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях санкционного давления и стимулирования ведения предпринимательской деятельности, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации по обеспечению выполнению стратегических задач, национальных целей, соответствующих им государственных программ Российской Федерации, национальных и федеральных проектов (программ) в полном объеме (Пр-622, п. 1 к).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" предусмотрено достижение следующих целевых показателей: увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Граждане и юридические лица в начале осуществления предпринимательской деятельности, являясь субъектами малого и среднего предпринимательства, несут обязательства по уплате платежей за совершение юридически значимых действий наравне с успешными и крупными коммерческими организациями.
По действующему законодательству государственная пошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов.
По информации Счетной палаты Российской Федерации поступление государственной пошлины за 2021 год составило 99 097,9 млн. рублей (105,3% установленного прогнозом поступлений или 0.53 процента от удельного веса доходов федерального бюджета Российской Федерации).
Более 81% поступлений приходится на 4 вида пошлин: за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (27,9%); за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия уполномоченных федеральных государственных органов, связанные с изменением и выдачей документов на транспортные средства, регистрационных знаков, водительских удостоверений (24,4%); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации (15,4%) и государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (13,6%).
В соответствии с положениями законопроекта предлагается применять коэффициент 0,5 при уплате государственных пошлин, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение юридически значимых действий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае совершения указанных юридически значимых действий вновь созданным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течении двух лет с момента государственной регистрации.
Указанные меры не значительно повлияют на размер выпадающих доходов федерального бюджета, выпадающие доходы федерального бюджета в связи с реализацией закона оцениваются в сумме 2 млрд. рублей в год.
С 2018 года наблюдается тенденция по уменьшению числа включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), однако в 2021 году сформировалась положительная динамика по приросту субъектов МСП, в размере 182 142 единиц.
Принимая во внимание непростую экономическую ситуацию в стране, важно предоставить гражданам возможность снижения издержек в начале ведения предпринимательской деятельности. Одновременно стимулирующий механизм, предусмотренный законопроектом, должен оказать положительный эффект в виде увеличения числа новых субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличения поступлений доходов в федеральный бюджет в будущем.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части предоставления льгот по уплате государственных пошлин за совершение юридически значимых действий вновь созданным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по уплате государственных пошлин за совершение юридически значимых действий вновь созданным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Выпадающие доходы федерального бюджета в связи с принятием законопроекта оцениваются в сумме 2 млрд. руб. в год.
По информации Счетной палаты Российской Федерации поступление государственной пошлины за 2021 год составило 99 097,9 млн. рублей (105,3% установленного прогнозом поступлений или 0.53 процента от удельного веса доходов федерального бюджета Российской Федерации).
Более 81% поступлений приходится на 4 вида пошлин: за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (27,9%); за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия уполномоченных федеральных государственных органов, связанные с изменением и выдачей документов на транспортные средства, регистрационных знаков, водительских удостоверений (24,4%); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации (15,4%) и государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (13,6%).
Таблица 1. Размеры государственных пошлин
N |
Наименование государственной пошлины |
Размер, тыс. руб. |
1 |
за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним для юридических лиц составляется |
22,0 |
2 |
за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия уполномоченных федеральных государственных органов, связанные с изменением и выдачей документов на транспортные средства, регистрационных знаков, водительских удостоверений |
2,0 |
максимальная величина размера государственной пошлины за совершение юридически значимых действий |
22,0 |
Таблица 2. Количество включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 2018 г. (по информации Федеральной налоговой службы)
N |
Период |
Всего МСП |
Разница |
1 |
2021 |
5 866 703 |
+ 182 142 |
2 |
2020 |
5 684 561 |
- 232345 |
3 |
2019 |
5 916 906 |
- 124 289 |
4 |
2018 |
6 041 195 |
н/у |
максимальная величина вновь созданных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и включенных в Единый перечень субъектов малого и среднего предпринимательства |
182 142 |
Из представленной выше таблицы начиная с 2018 года наблюдалась тенденция по уменьшению числа включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), однако в 2021 году данные показывают прирост субъектов МСП в размере 182 142 единиц, учитывая указанную тенденцию, средний показатель по количеству вновь созданных субъектов установить не представляется возможным, соответственно при расчете количества вновь созданных МСП применяется максимальная величина.
Из расчета что средний размер государственной пошлины составит максимальную величину в размере 22,0 тыс. руб. выпадающие доходы федерального бюджета Российской Федерации рассчитываются по следующей формуле:
Где:
- размер выпадающих доходов бюджетной системы Российской Федерации;
- максимальная величина размера государственной пошлины за совершение юридически значимых действий;
- максимальная величина вновь созданных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и включенных в Единый перечень субъектов малого и среднего предпринимательства;
- коэффициент 0,5.
Таким образом, предельный размер выпадающих доходов федерального бюджета при условии, что каждый вновь созданный субъект МСП применит льготный механизм по уплате государственных пошлин оценивается в 2 млрд. руб., что составит ориентировочно 4% от общего объема доходов по уплате государственных пошлин в целом. При этом отмечаем, что реализация положений законопроекта не повлияет на существующий объем совершаемых платежей иными субъектами, на которых не распространяются указанные меры.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части предоставления льгот по уплате государственных пошлин за совершение юридически значимых действий вновь созданным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по уплате государственных пошлин за совершение юридически значимых действий вновь созданным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.