Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 176651-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58) приняты положения, направленные на защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Принятие Закона N 58 обусловлено необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
В пункте 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды (до 3 лет), независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Указанные меры были предложены с целью обеспечения возможности субъектам предпринимательской деятельности продлить действующий договор аренды земельного участка, обеспечивая возможность продолжения пользования земельными участками, договор аренды по которым истекает в 2022 году, и исключая вероятность в ближайшее время поиска новых земельных участков для осуществления своей деятельности.
Однако, имеют место случаи, при которых арендодателем может быть заявлено в суд требование о расторжении договора аренды, но в результате суд может вынести положительное решение в пользу предпринимателя и тот выигрывает суд. Как показывает практика, судебные процессы достаточно длительны, и до того момента, когда может быть вынесено судебное решение может пройти не один месяц, а пока идет судебный процесс предприниматель продлить договор не может.
В итоге, даже если договор аренды продолжит действовать по решению суда, предприниматель уже потерять свое право увеличения срока действия договора аренды в связи с наступлением даты 1 марта 2023 года, что не позволит достичь цели Закона N 58 о поддержке субъектов предпринимательской деятельности в сложившейся ситуации.
Также необходимо отметить, что сам факт подачи искового заявления в суд не свидетельствует о вине арендатора, а также не прогнозирует абсолютную правоту арендодателя, так как это даже не вынесенное решение по делу, в котором отражена позиция суда.
В целях защиты прав предпринимателей проектом федерального закона предлагается исключить положение о том, что если арендодателем заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды, то арендатор не вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды.
Арендодатель не лишается права расторгнуть договор аренды по каким-либо причинам и если суд встанет на сторону арендодателя, то договор аренды будет расторгнут независимо от того, продлевался ли его срок арендатором или нет.
Кроме того, в существующих условиях продления договора аренды установлено такое условие как "на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка". Следовательно, уже при существующих положения законодатель обеспечил интересы арендодателя, предоставив ему право не продлевать договоры аренды, если имели место нарушения исполнения договора.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.