Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 177055-8 "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект), подготовлен в целях совершенствования процессов организации проведения предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров (далее - медицинские осмотры) работников железнодорожного транспорта, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения поездов.
В настоящее время на железнодорожном транспорте обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Минтранса России от 12 января 2021 г. N 4 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте".
При этом в рамках осуществлении работы по медицинскому обеспечению безопасности движения поездов существует проблема проведения предрейсовых медицинских осмотров работников при организации работы на отдаленных станциях и на перегонах, где отсутствуют медицинские организации и нет возможности организовать проведение осмотров силами медицинских работников.
Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в 2017 - 2021 годах успешно реализован пилотный проект по применению программно-аппаратных комплексов для проведения дистанционного контроля состояния здоровья работников локомотивных бригад.
Результаты реализации пилотного проекта демонстрируют из года в год положительную динамику снижения (более чем на 80%) уровня не рекомендованных к допуску в рейс по результатам дистанционного контроля работников. При одновременном увеличении (в 4 раза за период 2017 - 2021 гг.) темпа прироста количества осмотров дистанционным способом.
Таким образом, осуществление дистанционного контроля состояния здоровья работников железнодорожного транспорта представляется перспективным направлением дальнейшего развития системы обеспечения безопасности движения поездов в том числе на отдаленных станциях и при организации работы на перегонах.
Законопроект направлен на создание правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий при проведении предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.
Законопроектом предусматривается закрепление возможности проведения медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта, с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и железнодорожного транспорта.
Законопроектом устанавливается отложенный срок вступления в силу норм, что необходимо для обеспечения разработки, общественного обсуждения и принятия соответствующих подзаконных нормативных актов, требуемых для обеспечения надлежащего практического применения вводимых нормативных положений.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, в том числе с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка проведения обязательных предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтранс России.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтранс России.
3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и лиц, принимаемых на такую работу".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и лиц, принимаемых на такую работу.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - утверждение перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.