Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 176882-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предлагается предоставить пользователям недр, осуществляющим разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод в границах предоставленных им участков недр, право в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых размещать в пластах горных пород подземные воды после извлечения из них полезных компонентов.
В настоящее время пользователями недр по лицензиям на разведку и добычу подземных вод или на геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод осуществляется добыча из таких подземных вод полезных компонентов, в частности, йода, брома, окиси бора, магния, калия, лития и иных перспективных с технологической и экономической точек зрения компонентов.
При этом положениями Закона Российской Федерации "О недрах" не предусмотрена возможность размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов аналогично положениям части третьей статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Размещение в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов позволит использовать созданную инфраструктуру месторождений оптимальным образом. Кроме того, размещение отработанных промышленных вод в подземные горизонты позволит сохранить данные компоненты для последующей их добычи по мере развития технологий и достижения рентабельности.
Подземные воды с полезными компонентами имеют высокую концентрацию с солесодержанием от 200 до 500 кг/куб. метр с преимущественным содержанием хлоридных компонентов. Содержание в подземных водах полезных компонентов, таких как, например, литий и бром, составляет соответственно сотые и десятые доли процента от общего солесодержания подземных вод. При этом для промышленного и рентабельного производства лития, брома, бора, йода и других микрокомпонентов потребуется ежегодная добыча от 0,5 до 10 млн. куб. метров подземных вод с одного месторождения. Подземные воды после извлечения из них полезных компонентов сохраняют солесодержание по макрокомпонентам на первоначальном уровне с основным содержанием хлоридов магния, кальция и натрия, потребность в которых на рынке незначительная, а извлечение в полном объеме нерентабельно.
Технологическим процессом извлечения полезных компонентов предусматривается переработка подземных вод по извлечению полезных компонентов в замкнутом технологическом цикле с последующей закачкой в подземные горизонты для обеспечения возможности последующей их добычи остальных компонентов подземных вод по мере развития технологий и достижения рентабельности.
Размещение в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным в установленном порядке, позволит избежать загрязнения земель солями, содержащимися в подземных водах. Предлагаемые законопроектом изменения окажут положительный эффект на проекты, реализуемые в целях добычи солей лития из подземных вод. Литий имеет важное значение для мировой и российской энергетики как ключевой элемент создания современных накопителей энергии, что предусмотрено Концепцией по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р.
Законопроектом не устанавливаются дополнительные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также дополнительные обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Включение в законопроект положения о вступлении его положений в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимостью подготовки подзаконного нормативного правового регулирования в реализацию законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует дополнительных расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия, связанные с реализацией законопроекта, будут осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219".
Обоснование необходимости подготовки: внесение изменений в статьи 3, 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - наделение Минприроды России полномочиями на издание порядка размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных ископаемых.
Срок подготовки: 180 дней после дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, Роснедра.
2) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила охраны подземных водных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94".
Обоснование необходимости подготовки, изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - дополнение подпункта "д" пункта 3 Правил охраны подземных водных объектов словами ", подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод.".
Срок подготовки: 180 дней после дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, Роснедра.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона потребует принятия следующих ведомственных нормативных правовых актов:
1) приказа Минприроды России "Об утверждении Положения о порядке размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющих разведку и добычу подземных вод или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых".
Обоснование необходимости подготовки: внесение изменений в часть третью статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - регламентация порядка размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных ископаемых.
Срок подготовки: 180 дней после дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, Роснедра.
2) приказа Минприроды России "О внесении изменений в требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 463".
Обоснование необходимости подготовки: внесение изменений в часть третью статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - дополнение пункта 4 требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод после слов "Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых" словами дополнить словами ", а также подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод.".
Сроки подготовки: 180 дней после дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, Роснедра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.