Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 176880-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минобороны России в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 11 апреля 2020 г. N Пр-649.
Законопроект определяет правовой режим порядка прохода иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах Российской Федерации.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с выдачей разрешения иностранным военным кораблям и другим государственным судам при проходе через внутренние морские воды в акватории Северного морского пути (далее - СМП).
Изменение глобального климата, ведущее к таянию льдов, неизбежно влечет за собой не только рост объемов морских перевозок транзитных грузов между Европой и Азией по трассам СМП, но и активизацию в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств.
В целях реализации Российской Федерацией права прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах, где особо суровые климатические условия и наличие льдов создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может нанести тяжелый вред экологическому равновесию или нарушить его, предусмотренного статьей 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года (далее - Конвенция ООН), постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1487 утверждены Правила плавания в акватории Северного морского пути (далее - Правила СМП). В соответствии с Правилами СМП установлен разрешительный порядок плавания судов по СМП с обязательной ледовой лоцманской и ледокольной (в случае необходимости, вызванной ледовой обстановкой) проводкой, что позволяет обеспечить безопасность торгового судоходства в акватории СМП.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 236 Конвенции ООН действие Правил СМП не распространяется на иностранные военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее - корабли и суда), что обусловлено наличием у них суверенного иммунитета.
Сохраняющаяся тенденция увеличения грузопотока транзитных морских перевозок по СМП в отсутствие эффективного правового механизма регулирования плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП не позволяет в полном объеме обеспечить безопасность морского судоходства и военного мореплавания,а также принимать меры, направленные на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе.
Для решения указанной проблемы предлагается внести изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Учитывая, что акватория СМП включает в себя водные пространства с различными правовыми режимами (исключительная экономическая зона, территориальное море и внутренние морские воды) представляется целесообразным установить изменениями, вносимыми в указанный Федеральный закон, необходимость подачи государством флага иностранного военного корабля или судна запроса о выдаче разрешения на проход через внутренние морские воды в акватории СМП, направляемого по дипломатическим каналам не позднее чем за 90 дней до предполагаемой даты прохода.
Кроме того, законопроект дополнен положениями, позволяющими оперативно приостанавливать проход иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальном море и внутренних водах путем передачи навигационных предупреждений.
В результате внесения изменений будет определен разрешительный порядок плавания иностранных военных кораблей и других государственных судов по трассам СМП, что позволит обеспечить национальные интересы Российской Федерации в Арктическом регионе, а также безопасность морского судоходства в акватории СМП.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензии и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), в виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" не повлечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не окажет влияния на доходы, расходы федерального бюджета, не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. N 1102 "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: поручение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N КЧ-П2-753с и пункт 3 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 10 апреля 2019 г.
Срок подготовки - в течение шести месяцев с даты принятия указанного Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минобороны России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.