Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 156395-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект закона) разработан в целях обеспечения безопасности граждан при обращении с животными без владельцев и совершенствования нормативных правовых актов в сфере реализации законодательства об ответственном обращении с животными.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) не содержит определения термина "немотивированная агрессивность", используемого в пункте 4 части 1 статьи 18, в пункте 1 части 2 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ, а также порядка, в котором она должна определяться.
Вместе с тем, законодательное определение немотивированной агрессивности необходимо, поскольку в соответствие со статьей 18 Федерального закона N 498-ФЗ наличие у животного без владельцев немотивированной агрессивности является основанием для запрета возврата его на прежнее место обитания.
В результате изучения научной литературы по проблеме проявления агрессивного поведения у животных, обращений граждан, материалов правоохранительных органов, сообщений в социальных сетях можно определить основные признаки в поведении животного, которые могут свидетельствовать о наличии немотивированной агрессивности у животного. К ним можно отнести следующие признаки:
переход животного к агрессивному поведению без предварительной демонстрации угрозы или испуга;
демонстрация животным угрожающего поведения в отношении спокойно стоящего человека и (или) другого животного (например, животное рычит, обнажает клыки, лает, выгибает спину, прижимает хвост);
животное пытается напасть или нападает на спокойно стоящего человека;
животное агрессивно ведет себя в ответ на нейтральный фактор, типичный для данной территории, не несущий угрозу (например, негромкий звук, свет);
животное активно нападает и резко выхватывает корм при попытке человека покормить животное.
В тоже время не может считаться признаком наличия немотивированной агрессивности у животного недоверие, которое является нормальной реакцией животного, а также реакция животного в целях охраны еды, защиты потомства.
Определение наличия (отсутствия) немотивированной агрессивности животных основывается на оценке степени негативных отклонений в поведении животных от обычных, поведенческих реакций.
С учетом изложенного, настоящим проектом закона предлагается статью 3 Федерального закона N 498-ФЗ, закрепляющую основные понятия, используемые в Федеральном законе N 498-ФЗ, дополнить пунктом 13 следующего содержания: немотивированная агрессивность животного - это враждебное поведение животного, выражающееся в выходе за рамки стереотипного поведения, свойственного животному данного вида, и проявляющееся в форме агрессии по отношению к человеку и (или) животному, не обусловленной какой-либо внешней причиной.
Также данным проектом закона предлагается часть 2 статьи 5 Федерального закона N 498-ФЗ дополнить пунктом 3.1, предусматривающим наделение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными полномочием по утверждению порядка установления наличия или отсутствия у животных немотивированной агрессивности, содержащего в том числе критерии определения немотивированной агрессивности животных.
Утверждение порядка признания животного немотивированно агрессивным по определенным критериям позволит исключить возврат отловленного агрессивного животного в прежние места обитания.
Таким образом, предложенные проектом закона изменения будут способствовать снижению риска причинения животными без владельцев вреда для жизни и здоровья граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.