Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 184374-8 "Об упразднении некоторых районных судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных и городского судов Челябинской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных и городского судов Челябинской области" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32 и 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") и направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Челябинской области.
Проектом федерального закона предлагается упразднить Брединский, Нагайбакский, Чесменский, Троицкий районные суды Челябинской области, передав относящиеся к их ведению вопросы по осуществлению правосудия в юрисдикцию Карталинского городского суда Челябинской области, Верхнеуральского районного суда Челябинской области, Варненского районного суда Челябинской области, Троицкого городского суда Челябинской области.
В настоящее время штатная численность судей в каждом из предлагаемых к упразднению судов составляет три единицы. В связи с малым составом указанных судов затруднительно реализовать положения процессуального законодательства об отводе судьи, о направлении судебных дел на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей. При этом анализ нагрузки судей Брединского, Нагайбакского, Чесменского, Троицкого районных судов Челябинской области в течение нескольких лет и отсутствие перспективы увеличения численности населения на соответствующих территориях свидетельствуют о нецелесообразности увеличения штатной численности судей указанных судов. Кроме того, увеличение штатной численности судей Брединского, Нагайбакского, Чесменского, Троицкого районных судов Челябинской области потребует изыскания дополнительных площадей для судов, повлечет расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение судей и работников аппаратов указанных судов.
Так, анализ статистических данных о работе Брединского, Нагайбакского, Чесменского районных судов Челябинской области в течение пяти лет показывает, что нагрузка в указанных судах сохраняется стабильно ниже среднего областного показателя нагрузки судей иных районных и городских судов Челябинской области (таблица).
Таблица
Наименование суда |
Нагрузка на одного судью в месяц (от оконченных уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях) |
||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Брединский районный суд |
22,3 |
21,3 |
23,8 |
33,0 |
29,7 |
Нагайбакский районный суд |
19,5 |
18,3 |
22,1 |
30,7 |
25,2 |
Чесменский районный суд |
13,3 |
14,2 |
16,4 |
20,4 |
14,8 |
|
Средний областной показатель нагрузки судей |
||||
Иные районные, городские суды Челябинской области |
25,2 |
23,9 |
26,3 |
37,7 |
37,2 |
Статистические данные о работе Брединского, Нагайбакского, Чесменского районных судов Челябинской области позволяют прогнозировать дальнейшее снижение служебной нагрузки на судей указанных судов.
Между тем Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (статья 32) позволяет создать районный (городской) суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Так, территории Брединского района и Карталинского района имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами поселком Бреды и городом Карталы составляет 79 км. Населенные пункты соединены автомобильной дорогой, действует автобусное сообщение.
Территории Нагайбакского района и Верхнеуральского района имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами селом Фершампенуаз Нагайбакского района и городом Верхнеуральском составляет 70,4 км. Населенные пункты соединены автомобильной дорогой, действует автобусное сообщение.
Территории Чесменского района и Варненского района имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами селом Чесма и селом Варна составляет 56 км. Населенные пункты соединены автомобильной дорогой, действует автобусное сообщение.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории Брединского района предлагается образовать постоянное судебное присутствие Карталинского городского суда Челябинской области и разместить его в здании упраздняемого Брединского районного суда Челябинской области в поселке Бреды. На территории Нагайбакского района предлагается образовать постоянное судебное присутствие Верхнеуральского районного суда Челябинской области и разместить его в здании упраздняемого Нагайбакского районного суда Челябинской области в селе Фершампенуаз. На территории Чесменского района предлагается образовать постоянное судебное присутствие Варненского районного суда Челябинской области и разместить его в здании упраздняемого Чесменского районного суда Челябинской области в селе Чесма.
Таким образом, упразднение Брединского, Нагайбакского, Чесменского районных судов Челябинской области не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как места размещения судов фактически не изменятся, и граждане смогут реализовать право на обращение в суд с учетом места их проживания посредством обращения в постоянные судебные присутствия.
В настоящее время на территории Троицкого района осуществляют правосудие Троицкий городской суд Челябинской области и Троицкий районный суд Челябинской области. Юрисдикция Троицкого городского суда Челябинской области распространяется на территорию города Троицка, юрисдикция Троицкого районного суда Челябинской области распространяется на территорию Троицкого района. При этом расположены указанные суды на территории города Троицка.
Штатная численность судов составляет:
в Троицком городском суде - 8 единиц судей;
в Троицком районном суде - 3 единицы судей.
За последние пять лет в Троицком городском суде Челябинской области количество рассмотренных судебных дел составило:
в 2017 году - 298 уголовных дел, 1394 гражданских и административных дела, 154 дела об административных правонарушениях;
в 2018 году - 323 уголовных дела, 1375 гражданских и административных дел, 124 дела об административных правонарушениях;
в 2019 году - 370 уголовных дел, 1592 гражданских и административных дела, 165 дел об административных правонарушениях;
в 2020 году - 398 уголовных дел, 2120 гражданских и административных дел, 1499 дел об административных правонарушениях;
в 2021 году - 467 уголовных дел, 1553 гражданских и административных дела, 3081 дело об административных правонарушениях.
В Троицком районном суде Челябинской области количество рассмотренных судебных дел за аналогичный период составило:
в 2017 году - 131 уголовное дело, 359 гражданских и административных дел, 92 дела об административных правонарушениях;
в 2018 году - 133 уголовных дела, 449 гражданских и административных дел, 153 дела об административных правонарушениях;
в 2019 году - 140 уголовных дел, 506 гражданских и административных дел, 252 дела об административных правонарушениях;
в 2020 году - 171 уголовное дело, 1137 гражданских и административных дел, 269 дел об административных правонарушениях;
в 2021 году - 163 уголовных дела, 486 гражданских и административных дел, 115 дел об административных правонарушениях.
Проведенный анализ количества рассмотренных судебных дел и служебной нагрузки на судей в Троицком городском и Троицком районном судах Челябинской области свидетельствует о стабильных показателях в течение последних нескольких лет. Упразднение малосоставного Троицкого районного суда Челябинской области путем передачи его функций более крупному по численному составу судей Троицкому городскому суду Челябинской области позволит равномерно распределить нагрузку на судей и оптимизировать расходы на обеспечение и содержание судебной деятельности в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области.
Проектом федерального закона предлагается упразднить Троицкий районный суд Челябинской области, находящийся в городе Троицке, без образования постоянного судебного присутствия, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Троицкого городского суда Челябинской области, что не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как Троицкий городской суд Челябинской области также размещается в городе Троицке, и граждане смогут реализовать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Высвобождаемая в результате организационных мероприятий штатная численность судей и работников аппаратов упраздняемых судов будет перераспределена в Карталинский городской суд Челябинской области, Верхнеуральский районный суд Челябинской области, Варненский районный суд Челябинской области, Троицкий городской суд Челябинской области либо иные городские (районные) суды Челябинской области.
Таким образом, проект федерального закона позволит оптимизировать работу судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Челябинской области, в том числе равномерно распределить нагрузку на судей указанных судов, а также обеспечит право граждан на свободный доступ к правосудию путем обращения в суд по месту их проживания.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных и городского судов Челябинской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных и городского судов Челябинской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных и городского судов Челябинской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных и городского судов Челябинской области" предполагает изготовление дополнительных печатей, штампов, бланков, замену вывесок на зданиях судов, замену служебных удостоверений судей и работников аппаратов упраздняемых судов.
На указанные цели, связанные с упразднением Брединского районного суда Челябинской области, потребуется 18 520,0 рубля, в том числе:
вывеска - 1 х 12 500,0 = 12 500,0 рубля;
бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 2,0 = 1 000,0 рубля;
гербовая печать - 1 x 1 500,0 = 1 500,0 рубля;
штампы - 5 х 500,0 = 2 500,0 рубля;
удостоверения для работников суда - 12 х 85,0 = 1 020,0 рубля.
На указанные цели, связанные с упразднением Нагайбакского районного суда Челябинской области, потребуется 18 520,0 рубля, в том числе:
вывеска - 1 х 12 500,0 = 12 500,0 рубля;
бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 2,0 = 1 000,0 рубля;
гербовая печать - 1 x 1 500,0 = 1 500,0 рубля;
штампы - 5 х 500,0 = 2 500,0 рубля;
удостоверения для работников суда - 12 х 85,0 = 1 020,0 рубля.
На указанные цели, связанные с упразднением Чесменского районного суда Челябинской области, потребуется 18 520,0 рубля, в том числе:
вывеска - 1 х 12 500,0 = 12 500,0 рубля;
бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 2,0 = 1 000,0 рубля;
гербовая печать -1 x 1 500,0 = 1 500,0 рубля;
штампы - 5 х 500,0 = 2 500,0 рубля;
удостоверения для работников суда - 12 х 85,0 = 1 020,0 рубля.
На указанные цели, связанные с упразднением Троицкого районного суда Челябинской области, потребуется 4 520,0 рубля, в том числе:
бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 2,0 = 1 000,0 рубля;
штампы - 5 х 500,0 = 2 500,0 рубля;
удостоверения для работников суда - 12 х 85,0 = 1 020,0 рубля.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных и городского судов Челябинской области", будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.