Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 186393-8 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 89 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
Основной целью законопроекта является признание утратившими силу положений Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) в части проведения экспертизы по вопросам космической деятельности с учетом практики их правоприменения, а также уменьшение административных барьеров при реализации проектов в области космической деятельности частными лицами.
Согласно статье 11 Закона N 5663-1 на основании экспертизы принимаются следующие решения по отдельным вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности:
включение проекта в Федеральную космическую программу России (далее - ФКП);
выдача сертификатов на образцы космической техники (далее - КТ), а также на оборудование, применяемое при создании и использовании КТ;
отнесение КТ и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен;
подведение итогов конкурсов космических проектов;
установление причин происшествий при осуществлении космической деятельности;
по иным вопросам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения экспертизы по вопросам космической деятельности был установлен пунктом 1 статьи 11 Закона N 5663-1.
С тех пор законодательство Российской Федерации, в том числе по вопросам поставок продукции для федеральных государственных нужд, разработки государственных и федеральных целевых программ, экспортного контроля, контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, претерпело существенные изменения, вследствие чего Госкорпорация "Роскосмос" в настоящее время не проводит экспертизы по вопросам космической деятельности в соответствии с указанной статьей, а ее положения фактически утратили актуальность.
Так, согласно статье 8 Закона N 5663-1 ФКП является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование КТ в научных и социально-экономических целях.
Порядок разработки и реализации ФКП установлен Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
С принятием указанных нормативных правовых актов Российской Федерации экспертиза, предусмотренная абзацем 2 пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-1, не проводится.
Сертификация КТ в настоящее время осуществляется независимыми органами по сертификации, аккредитованными в федеральной системе сертификации КТ.
Экспертиза по выдаче сертификатов на образцы КТ, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании КТ, проводится экспертами указанных органов по сертификации и является завершающим этапом для принятия органом по сертификации решения о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Госкорпорация "Роскосмос" не участвует в экспертизе и не принимает каких-либо решений разрешительного характера на ее основе.
В соответствии с абзацем тринадцатым части 2 статьи 6 Закона N 5663-1, а также пунктом 9 статьи 11 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) Госкорпорация "Роскосмос" выступает в качестве уполномоченного органа по космической деятельности, наделенного полномочиями по организации сертификации КТ, то есть по созданию правовых основ для ее осуществления, но не по ее проведению.
Таким образом, Госкорпорация "Роскосмос" не производит выдачу сертификатов на образцы КТ, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании КТ, применительно к положению абзаца пятого пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-1.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 294 "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" государственная экспертиза проводится постоянно действующими межведомственными экспертными группами, образуемыми при ФСТЭК России по соответствующим направлениям науки, техники и технологий, в состав которых входят уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации "Роскосмос". ФСТЭК России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля, который осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции.
Заключение государственной экспертизы служит основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией.
В связи с этим экспертиза по вопросам космической деятельности, предусмотренная абзацем шестым пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-1, для принятия решения об отнесении КТ и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен, не проводится.
Ввиду отсутствия в законодательстве Российской Федерации определения понятия "космический проект" за время действия Закона N 5663-1 (абзац седьмой пункта 1 статьи 11) решения государственных органов по вопросам разработки космических проектов не принимались и конкурсы космических проектов не проводились.
Государственные заказчики КТ производят ее закупки в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которая устанавливает, что уполномоченные государственные органы, в том числе федеральный орган исполнительной власти по обороне и Госкорпорация "Роскосмос", применяют при осуществлении закупок конкурентные способы (конкурсы и аукционы) определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд детально определен порядок и механизмы реализации, в том числе подведения итогов конкурсов при создании ракетно-космической техники, в связи с чем норма о подведении итогов конкурсов космических проектов, установленная в абзаце седьмом пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-1, не применяется.
О проведении экспертизы для установления причин происшествий при осуществлении космической деятельности, предусмотренной абзацем восьмым статьи 11 Закона N 5663-1, необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 23 Закона N 5663-1 происшествия, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности подлежат расследованию, порядок которого определяется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной комиссии по проведению летных испытаний космических систем и комплексов (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1036, государственная комиссия является коллегиальным органом, осуществляющим координацию работ организаций и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении летных испытаний космических комплексов.
В соответствии с подпунктами "г" и "ж" пункта 4 Положения государственная комиссия организует работы по выяснению причин аварий и отказов при летных испытаниях космических комплексов и в случае аварии или отказа немедленно представляет информацию в Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
В случае нештатной ситуации (аварии, катастрофы) по информации, представленной государственной комиссией, Правительством Российской Федерации дается поручение государственной комиссии об образовании аварийной комиссии по расследованию причин аварии и ликвидации ее последствий (или об образовании такой комиссии совместным приказом государственного заказчика пуска и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти).
Приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 28 декабря 2018 г. N 411 утверждено Положение об организации работ по подготовке и проведению пусков ракет космического назначения, в соответствии с которым для проведения каждого пуска на этапе эксплуатации космического комплекса приказом Госкорпорации "Роскосмос" назначается комиссия по проведению пуска, осуществляющая свою деятельность в случае аварии в соответствии с Положениями РК-98 и РК-11.
Принятие законопроекта не повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.