Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 188271-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Досье на проект федерального закона
В условиях режима повышенной готовности, введенного в связи с пандемией, реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан зачастую требует от региональных органов власти экстренного выделения финансовых средств, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, медицинского оборудования и других материальных ресурсов из резервов финансовых и материальных ресурсов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон).
Положения Федерального закона в совокупности с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не ограничивают полномочия субъектов Российской Федерации по использованию резервов финансовых и материальных ресурсов на цели предупреждения и предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан. При режиме повышенной готовности возможно принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (пункт 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794). Выбор таких методов зависит от реально возникших угроз и ничем не ограничен.
Однако в силу буквального толкования положений статьи 25 Федерального закона необходимость формирования резервов финансовых и материальных ресурсов установлена только в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и не предусматривает возможности создания и последующего использования резервного фонда в иных целях, связанных с предотвращением чрезвычайной ситуации.
Эта позиция подтверждается материалами судебной практики (апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.04.2021 по делу N 66а-340/2021).
Вместе с тем такое толкование создает препятствие субъектам Российской Федерации в реализации права на финансовую самостоятельность бюджета, а также в проведении оперативных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, масштабов их последствий, а также на сохранение здоровья людей.
Законопроектом предлагается дополнить статью 25 Федерального закона нормой, закрепляющей возможность использования резервов (резервных фондов) финансовых и материальных ресурсов на цели предупреждения чрезвычайной ситуации в условиях режима повышенной готовности.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Принятие и введение в действие федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.