Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 194262-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях комплексного совершенствования системы племенного животноводства.
Федеральным законом от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ) сформулированы требования к племенной продукции (материалу), требования к племенным хозяйствам. Вместе с тем, совершенствование указанных норм не осуществлялось с момента принятия Закона N 123-ФЗ, т.е. с 1995 года.
При этом, необходимо отметить, что отсутствие современных информационных ресурсов, контроля и систематизации в сфере племенного животноводства негативно сказывается на эффективность и развитие отечественного племенного дела.
Благодаря системной государственной поддержке, а также реализации комплекса селекционных мероприятий отмечается рост продуктивных качеств животных и, как следствие, увеличение объемов производства животноводческой продукции. Вместе с тем сдерживающим фактором в развитии отечественной базы племенного животноводства в настоящее время является отсутствие единой базы данных о племенных животных. Формирование результатов селекционно-племенной работы с животными осуществляется в настоящее время подведомственным Минсельхозу России учреждением посредством сбора (в электронном виде, с использованием иных носителей информации) от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сводных данных о племенных животных один раз в год за отчетный период.
Анализ и изучение практик ведения селекционно-племенной работы с животными развитых стран, указывает на обязательное использование соответствующих информационных систем как инструмента, необходимого для максимальной реализации генетического прогресса популяций животных.
Современные системы селекционно-племенной работы с животными базируются на интенсивном использовании лучших генотипов в системе репродукции генетических ресурсов пород. При этом одним из основных критериев эффективности данной системы являются качество и оперативность поступающей информации.
С учетом изложенного законопроектом предусматривается создание федеральной информационной системы в области племенного животноводства (далее - ФГИС), которая позволит обеспечить регистрацию, племенных животных и племенных стад, учет племенных хозяйств, вести анализ, обработку представленной в нее информации, осуществлять контроль за достоверностью такой информации, разрабатывать селекционные программы и мероприятия, способствующие развитию отечественного племенного животноводства и снижению зависимости от поставок генетического материала из-за рубежа.
Оператором ФГИС будет определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в области племенного животноводства. Указанный орган будет выполнять от имени Российской Федерации и полномочия обладателя информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области племенного животноводства.
Порядок ведения ФГИС, в том числе порядок и сроки представления и внесения сведений в нее, состав вносимых сведений в систему, порядок предоставления сведений из указанной системы, порядок направления запросов о предоставлении таких сведений, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при ведении ФГИС, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Регистрацию племенных животных планируется осуществлять посредством внесения записей в ФГИС, включающих данные, необходимые для их идентификации (установлении соответствия информации о племенном животном), а также определения происхождения, племенных и продуктивных качеств.
В зависимости от вида разводимых племенных животных определяется объекты регистрации - индивидуальная или групповая. Объектами регистрации в молочном и мясном скотоводстве, овцеводстве, свиноводстве, козоводстве, коневодстве, оленеводстве, звероводстве, верблюдоводстве являются племенные животные, а объектами регистрации в птицеводстве, рыбоводстве, пчеловодстве и шелководстве являются племенные стада.
Проектируемой статьей 17.1 законопроекта определено, что защита информации, содержащейся в ФГИС, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в области племенного животноводства, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой и иной охраняемой законом тайне. К информации в области персональных данных и коммерческой тайне в рамках ФГИС относятся сведения о племенных хозяйствах и их производственных данных.
Информация, содержащаяся в федеральной государственной информационной системе в области племенного животноводства, является официальной информацией и государственным информационным ресурсом.
Законопроектом закрепляется обязанность племенных хозяйств предоставлять во ФГИС достоверные данные о племенных животных или племенных стадах, позволяющих их идентифицировать, определять происхождение, а также племенные и продуктивные качества. После подтверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в области племенного животноводства, данных о племенном животном или племенном стаде, внесенном его владельцем, такое племенное животное или племенное стадо будет являться зарегистрированным во ФГИС. Порядок и сроки государственной регистрации племенных животных или племенных стад будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, законопроект направлен на установление требований к импортированному племенному материалу и устранение противоречащих норм в действующем Законе N 123-ФЗ.
В соответствии со статьей Закона N 123-ФЗ импорт племенной продукции (материала) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, при наличии разрешения специально уполномоченного Правительством Российской Федерации государственного органа по управлению племенным животноводством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 11Закона"
При этом, в соответствии со статьями 23 и 36 Закона N 123-ФЗ одним из условий использования семени племенных животных в целях их разведения и (или) разведения сельскохозяйственных животных является то, что такое семя должно быть получено в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
Аналогичное регулирование существует и для условий использования эмбрионов племенных животных (статьи 24, 36 Закона о племенном животноводстве).
Вместе с тем, ввезенное импортное семя и импортные эмбрионы эффективно используются в Российской Федерации для разведения как племенных, так и товарных сельскохозяйственных животных. Организации, осуществляющие ввоз импортной племенной продукции, были признаны организациями по племенному животноводству (племенными хозяйствами) в соответствии с Правилами в области племенного животноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 N 431.
В связи с внесением в декабре 2021 года изменений в Закон N 123-ФЗ (Федеральный закон от 06.12.2021 N 404-ФЗ) в части уточнения понятия "племенное хозяйство" Минсельхозом России утвержден приказ, предусматривающий Требования к видам племенных хозяйств (N 336 от 02.06.2022), в число которых племсемпредприятия не вошли.
Кроме того, действующая редакция Закона N 123-ФЗ не содержит критериев к импортированному племенному материалу, а также к используемому племенными хозяйствами семени животных-производителей.
Несмотря на значительные достижения последних лет в племенном деле, полный отказ от зарубежной генетики может повлечь серьезные последствия, как для дальнейшего развития отрасли, так и для животноводства в целом.
Так, например, доля использования импортного племенного материала в птицеводстве в виде исходных форм на сегодня остается очень высокой и составляет более 90%.
Локализованные в Российской Федерации мощности по содержанию птицы позволяют обеспечить производство птицы родительских форм внутри страны на 64,0% от потребности, и на 85,0% от потребности по финальному гибриду (3,3 млрд. инкубационных яиц), импорт которого за 2021 год снижен на 180, 0 млн штук до 653,0 млн. штук за счет наращивания его производства внутри страны.
Следует отметить, что устойчивый рост молочной продуктивности коров в Российской Федерации в последние годы обусловлен двумя факторами:
- высокой конкуренцией на рынке племенного материала, что дает возможность предприятиям иметь доступ к лучшей генетике со всего мира, включая российские племенные станции, по приемлемым ценам;
- активным обновлением популяции молочных коров за счет ввода в хозяйственное использование качественного племенного молодняка, полученного, в том числе от семени, разделенного по полу, которое в настоящее время не производится на территории Российской Федерации.
По предварительным данным Росстата, в 2021 году уровень самообеспечения Российской Федерации по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) составил 84,2%, что на 5,8 п.п. ниже порогового значения (90%), установленного Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20.
В 2021 году потребление молока на душу населения составило 240 кг при производстве молока 32,1 млн тонн, что ниже показателей 2020 года.
Племенное маточное поголовье крупного рогатого скота молочного направления продуктивности составляет около 1,0 млн. племенных коров (16,8% удельного веса от общего поголовья коров). Ежегодная реализация племенного молодняка собственной репродукции осуществляется в объеме 95 - 100 тыс. голов, импорт составляет порядка 37 - 50 тыс. голов в год (93% от всего импорта ввозятся животные голштинской породы для комплектования производственных мощностей в рамках инвестиционных проектов).
В настоящее время наблюдается дефицит высокопродуктивных племенных коров голштинской породы в стране, имеется потребность в импорте: в 2021 году составил 50,8 тыс. голов, что на 17,6 тыс. голов выше показателей 2016 года.
Право закупать иностранную генетику дает племенным хозяйствам возможность выбора среди всех мировых производителей, что автоматически увеличивает вероятность подбора наиболее качественного материала.
Для решения указанных вопросов, законопроектом предлагается уточнить порядок выдачи разрешения на импорт племенной продукции (материала).
Так, разрешение в соответствии с предлагаемым законопроектом порядком, будет выдаваться на основании генетической экспертизы ввозимой племенной продукции (материала), которая будут осуществляться аккредитованными лабораториями.
По экспертным данным, стоимость генетического анализа 1 головы племенного животного в настоящее время составляет порядка 4 000 руб. В 2021 году ввезено в Российскую Федерацию порядка 5 млн. доз семени от 120 племенных быков. Расчетно, финансовая нагрузка в год на организацию, осуществляющую импорт семени в объеме 1,5 млн. доз от 60 племенных быков-производителей составит порядка при проведение генетических экспертиз в нашей стране составит 240 000 руб.
Учитывая, что закупка импортируемого семени племенных быков-производителей составляет около 1,5 $ за дозу, а ее реализации в Российской Федерации осуществляется по цене - 6-8 $, расчетные дополнительные затраты для участников рынка не будут являться существенной финансовой нагрузкой и не должны повлиять на конечную цену племенной продукции.
Законопроектом уточнены также условия оборотоспособности племенной продукции (материала). Так, законопроектом предусматривается, что реализация племенной продукции в целях воспроизводства породы может осуществляться исключительно племенными хозяйствами.
Хозяйственный оборот племенной продукции должен сопровождаться обязательными документами на такую продукцию, а именно племенным свидетельством и маркировкой в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
Вместе с тем, законопроектом предусматривается, что с 2026 года запрещается любой оборот племенной продукции (материала), не зарегистрированной в ФГИС.
Указанный законопроект направлен на решение обозначенных вопросов и создание условий использования племенными хозяйствами передового зарубежного племенного материала в целях развития конкурентоспособного отечественного племенного животноводства.
Статьей 2 законопроекта, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" определяются периоды вступления в силу законопроекта, в том числе отдельных его положений, а также устанавливаются переходные положения, связанные с функционированием ФГИС.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"" будет осуществляться Минсельхозом России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Внесение сведений о племенных животных и (или) племенных стадах, зарегистрированных соответственно в государственной книге племенных животных и в государственном племенном регистре до 1 марта 2026 года, а также о племенных хозяйствах, виды которых определены до 1 марта 2026 года, в ФГИС органами, осуществляющими соответственно ведение государственной книги племенных животных и определение видов племенных хозяйств, до 31 марта 2026 года, не предусматривает дополнительной нагрузки на работников соответствующих органов и организаций.
Установление законопроектом полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подтверждению внесенных в реестр сведений о племенном животном и (или) племенном стаде, предполагает не затратный характер его реализации для бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области племенного животноводства будет осуществляться в рамках ведомственной программы цифровой трансформации, которой на 2023 год для реализации первой очереди (разработка программного продукта) определены средства в объеме 100 000 тыс. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.