Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195018-8 "О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на повышение уровня безопасности граждан на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Одной из существующих проблем в Российской Федерации в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении является высокий уровень травматизма граждан на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе расположенных на территории Московской области.
Несмотря на принимаемые меры со стороны Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и Правительства Московской области по предупреждению, травматизма на железной дороге, наблюдается устойчивая тенденция к росту количества нарушений пассажирами Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.01.2022 N 20, (далее - Правила), одной из основных причин которых являются недостаточные меры административной ответственности за нарушение Правил.
По данным Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" за период с 2018 года по настоящее время на объектах железнодорожной инфраструктуры в границах Московской области в результате 2340 несчастных случаев травмировано 2396 человек, из них 1652 со смертельным исходом.
Основными причинами травмирования граждан на железной дороге по-прежнему остаются грубые нарушения Правил: хождение по железнодорожным путям в неустановленном месте - 1683 случая (72% от общего количества происшествий); травмирование на одноуровневом пешеходном переходе (пешеходном настиле) - 446 случаев (19% от общего количества пришествий); попытка взобраться/спрыгнуть с пассажирских платформ - 160 случаев (6,8% от общего количества происшествий); травмирование на платформе движущимся подвижным составом - 32 случая; нахождение на крыши вагона (падение с него) - 14 случаев; зажатие автоматическими дверьми электропоезда - 5 случаев.
В целях пресечения выхода посторонних лиц в зону движения поездов в местах массового несанкционированного прохода граждан за последние 5 лет на полигоне Московской железной дороги совместно с сотрудниками линейных отделов полиции на транспорте проведено свыше 30 тысяч рейдов. Количество нарушителей составило 51 777 человек, из них привлечено к административной ответственности 6 333 граждан с наложением административного штрафа на сумму более 63,3 тысяч рублей.
Однако существующая на сегодняшний день мера административного воздействия за данные правонарушения в виде административного штрафа в размере 100 рублей не приводит к ожидаемому результату по снижению уровня травматизма, размер административного наказания ничтожно мал и не обеспечивает должного превентивного воздействия.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (от 4 июня 2019 г. N ДМ-П4-29пр) Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Указанным проектом федерального закона за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах предусмотрено "предупреждение" или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей (часть 5 статьи 20.1).
Данный проект федерального закона с 2020 года находится в стадии обсуждения в Министерстве юстиции Российской Федерации, а сложившаяся ситуация требует безотлагательных решений.
В связи с этим, предлагается ужесточить административную ответственность за нарушение Правил путем внесения изменения в часть 5 статьи 11.1 "Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, увеличив размер административного штрафа со ста рублей до двух тысяч рублей в отношении виновных лиц за нарушение Правил.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.