Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195219-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на повышение мер административной ответственности за незаконную рубку и оборот деревьев, кустарников, повреждение лесных насаждений, а также за рубку деревьев, кустарников, уничтожение и выкапывание и оборот деревьев, лиан, лесных насаждений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Полный запрет на деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также лесных насаждений на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), особо защитных участках лесов закреплен в нормах, указанных в части 3 статьи 19 "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях", статье 20 "Леса, расположенные в водоохранных зонах", частях 2 и 4 статьи 21 "Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов", части 4 статьи 22 "Ценные леса", части 3 статьи 25 "Резервные леса", части 3 статьи 26 "Особо защитные участки лесов" нового Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения государственной защиты ценных редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев и кустарников от незаконных рубок и уничтожения, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в статье 29 Лесного кодекса Российской Федераций, указано, что Перечень видов (пород) деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений заготовка которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается, был утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 года N 513. В указанный Перечень видов (пород) деревьев и кустарников включены 50 видов (пород) деревьев, а также 6 видов (пород) кустарников, за незаконную рубку которых устанавливаются меры уголовной и административной ответственности.
В данном законопроекте предлагается внести в статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:
1) изменить название статьи 8.28 и изложить его в следующей редакции:
"8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, а также незаконная рубка, повреждение лесных насаждений, выкапывание и оборот деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
2) внести новые части 1.1 и 4 следующего содержания:
"1.1 Незаконная рубка, выкапывание, а равно повреждение до степени прекращения роста редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот тысяч рублей.".
"4. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленных редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемых деяний, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц - семьдесят тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до восемьсот рублей.";
3) внести изменения в часть 2 статьи 28.2, в которой предлагается установить административные меры за совершение административных правонарушений, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 28.2, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Вместо слов "статьи 28.2" следует читать "статьи 8.28"
влекут наложение административного штрафа в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
В данных новых частях 1.1 и 4, а также в части 2 статьи 8.28 в законопроекте предлагается увеличить размеры административных штрафов за административные правонарушения в отношении деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, по сравнению с размерами административных штрафов за правонарушения, совершенные в отношении деревьев, кустарников и лесных насаждений, не занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Проблема незаконных рубок и оборота деревьев и лесных насаждений, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, является одной из острых социальных, экологических и экономических проблем в мире. Общий размер экономического ущерба бюджету страны от незаконного оборота древесины, объем которого не снижается ниже 1,3 млн. ку б.м. оценивается от 15 до 30 млрд. руб. ежегодно. Значительная разница оценок связана с несовершенством методов оценки этих объемов.
Официальные оценки используют спутниковые данные по сплошным рубкам за пределами отведенных лесосек и сплошным рубкам значительных размеров без разрешительных документов. В то же время большую опасность для биоразнообразия и экологии лесов представляют выборочные, или, приисковые, рубки. При этих рубках "черными лесорубами" изымаются отдельные деревья, группы деревьев и части стволов деревьев наиболее дорогих и редких пород.
Такие рубки не идентифицируются на космических снимках и практически никогда не учитываются. Между тем, такой способ нелегальной заготовки является преобладающим. Отсутствие достоверной информации об объемах незаконных рубок затрудняет эффективную борьбу с ними. Открытое признание проблемы и принятие необходимых реальных мер безусловно побудит органы власти всех уровней собирать достоверную информацию и облегчило бы эффективную борьбу с незаконным оборотом древесины, в том числе с рубкой и оборотом древесины и кустарников редких и исчезающих пород.
Официальная статистика и независимые оценки сходятся в том, что незаконные рубки наиболее распространены в экспортно-ориентированных лесных регионах страны, особенно на границе с Китаем. По оценкам неправительственных организаций, в этих регионах до 50 процентов заготовляемой древесины может иметь нелегальное или "сомнительное" происхождение.
Выделение в Кодексе правоотношений и установление повышенных мер административной ответственности за незаконную рубку и оборот деревьев, кустарников и лесных насаждений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, связано с тем, что уровень и объем возможных и реальных негативных последствий в связи с совершением административных правонарушений по этим категориям лесных насаждений во много раз выше, чем уровень последствий от осуществления незаконной рубки и оборота древесины обычных низкосортных пород.
В целях установления административных штрафов, превышающих 5 тысяч рублей для граждан, в законопроекте предложено внести в часть первую статьи 3.5 Кодекса дополнение о том, что во всех частях статьи 28.2 Кодекса предлагаемые размеры административных штрафов равны десяти тысячам рублям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 2 статьи 28.2" следует читать "часть 2 статьи 8.28"
Учитывая сложившуюся ситуацию в лесном секторе экономики в законопроекте предложены меры по усилению административной ответственности за незаконную рубку, приобретение, хранение, перевозку, переработку и сбыт заведомо незаконно заготовленных деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.