Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 196019-8 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2022 года, признавшего часть 1 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее преамбуле, а также статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 39 (часть 1), в той мере, в какой данное законоположение - в системе действующего правового регулирования - препятствует выплате с 1 января 2019 года пособия по безработице в повышенном максимальном размере, установленном для граждан предпенсионного возраста, тем из них, кто фактически уже являясь лицом предпенсионого возраста, был признан безработным до указанной даты и получал данное пособие в максимальном размере.
С 2019 года были повышены предельные размеры пособия по безработице. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N 1375 на 2019 год были установлены следующие размеры пособия по безработице: минимальный - 1 500 рублей, максимальный - 8 000 рублей; для лиц предпенсионного возраста, признанных безработными, был предусмотрен более высокий максимальный размер пособия по безработице - 11 280 рублей, минимальная величина пособия по безработице - так же как и для иных категорий безработных граждан - составила 1 500 рублей.
Вместе с тем, частью 1 статьи 10 Федерального закона N 350 определено, что гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 года, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления с силу Федерального закона N 350-ФЗ).
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы, размер пособия по безработице начисленного достигшим предпенсионного возраста гражданам, признанным безработными в 2018 году, не превышал 8 000 рублей, в то время, как гражданам того же возраста, признанным безработными в 2019 году, размер выплачиваемого пособия по безработице мог составлять до 11 280 рублей.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят исключить дифференцированный подход при определении размера пособия по безработице, выплачиваемого лицам, относящимся к одной и той же категории - граждане предпенсионного возраста независимо от даты признания таких граждан безработными (до 1 января 2019 года или после указанной даты).
Перерасчет пособия по безработице будет осуществляться в заявительном порядке на основании заявлений граждан, признанных безработными на 31 декабря 2018 года и относящихся к той категории граждан предпенсионного возраста, на которую распространяется Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2022 года N 11-11 по делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Финансовое обеспечение реализации федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" будет осуществляться за счет средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.