Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 196095-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 66 плана, законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р, Минобороны России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности" (далее - законопроект), направленный на нормативно-правовое регулирование создания, обновления морских навигационных пособий, установления их состава и содержания, определения порядка их предоставления, а также устранение правовой неопределенности в вопросах навигационной деятельности.
Регулируемые законопроектом отношения распространяются исключительно на морскую навигацию и влияния на отношения, связанные с внутренним водным, воздушным и железнодорожным транспортом, не оказывают.
Основной идеей законопроекта является регулирование правоотношений при создании, обновлении и использовании морских навигационных пособий - официальных изданий для мореплавателей, содержащих лоции, описания маяков и огней, извещения мореплавателям, таблицы приливов и все другие морские навигационные пособия, необходимые для планирования и отображения пути судна в предполагаемом рейсе или нанесения на карту, или контроля местоположения судна в течение всего рейса.
Целью законопроекта является создание условий для удовлетворения потребностей субъектов правовых отношений в морских навигационных пособиях.
В действующей редакции Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" оговариваются в качестве предмета регулирования только государственные навигационные карты и навигационные карты для автомобильных дорог.
Законопроектом предлагается уточнение сферы действия Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ в части понятийно-категориального аппарата путем включения понятия "морские навигационные пособия" и общественных отношений, связанных с их созданием, предоставлением и применением.
Создание морских навигационных пособий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых Минобороны России на решение задач в сфере навигационной деятельности.
Законопроектом предусмотрено закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на морские навигационные пособия, как на созданные за счет средств федерального бюджета производные и составные служебные произведения.
Законопроектом предусматривается предоставление права использования морских навигационных пособий органам государственной власти, органам местного самоуправления.
Госкорпорации "Роскосмос" и Госкорпорации "Росатом" на безвозмездной основе, а физическим и (или) юридическим лицам, за исключением Госкорпорации "Роскосмос" и Госкорпорации "Росатом", за вознаграждение, что соответствует общепринятой мировой и внутрироссийской практике и не оказывает негативного влияния на безопасность мореплавания.
Зачисление в федеральный бюджет доходов, полученных при реализации положений законопроекта, будет производиться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, как доходы от использования (распоряжения) имущества, находящегося в федеральной собственности.
Законопроектом предусматривается наделение Минобороны России полномочиями по созданию и обновлению морских навигационных пособий, а также установлению требований к ним и порядка их предоставления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и Госкорпорацией "Росатом".
Содержание законопроекта соответствует положениям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральному закону от 30 декабря 2015 г. N 431-Ф3 "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом подготавливаемого к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта федерального закона N 19881-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации".
Предусмотренные законопроектом положения будут реализовываться в существующей организационно-штатной структуре Минобороны России силами Управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.
Создание новых структурных подразделений или федеральных бюджетных учреждений не потребуется.
Вступление в силу законопроекта по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимостью разработки и принятия в течение указанного срока нормативных правовых актов, реализующих положения законопроекта (постановление Правительства Российской Федерации "Об определении размера вознаграждения за использование морских навигационных пособий", приказы Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления морских навигационных пособий" и "Об установлении состава и содержания документов, включаемых в морские навигационные пособия").
В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, законопроект (ID 01/05/06-21/00117385) в период с 14 по 28 июля 2021 г. размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях обеспечения проведения общественного обсуждения. Замечания и предложения по законопроекту в установленном порядке не поступали.
Согласно Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, законопроект размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 18 по 24 октября 2021 г. для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Коррупциогенные факторы не выявлены. За время независимой антикоррупционной экспертизы заключения независимых экспертов не поступали.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности" не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской, а также иной экономической деятельности, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не окажет влияния на расходы федерального бюджета и не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности" не повлияет на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых Минобороны России на решение задач в сфере навигационной деятельности, в существующей организационно-штатной структуре Минобороны России.
Зачисление в федеральный бюджет доходов, полученных при реализации положений данного Федерального закона, будет производиться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, как доходы от использования (распоряжения) имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении размера вознаграждения за использование морских навигационных пособий".
Головной исполнитель - Минобороны России,
соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Минтранс России и Госкорпорация "Росатом".
Основание разработки - пункт 3 статьи 1 законопроекта.
Цель - способствовать развитию навигационной деятельности.
Предмет и содержание правового регулирования - определение размера вознаграждения за предоставление права использования морских навигационных пособий физическими и (или) юридическим лицами.
Срок принятия - через 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления морских навигационных пособий".
Головной исполнитель - Минобороны России,
соисполнители - МЧС России, Минюст России, Росгвардия, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ГУ СП, Минтранс России, Госкорпорация "Роскосмос" и Госкорпорация "Росатом".
Основание разработки - пункт 3 статьи 1 законопроекта.
Цель - обеспечение своевременного предоставления морских навигационных пособий.
Предмет и содержание правового регулирования - определение порядка предоставления морских навигационных пособий.
Срок принятия - через 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об установлении состава и содержания документов, включаемых в морские навигационные пособия".
Головной исполнитель - Минобороны России,
соисполнитель - Минтранс России, Госкорпорация "Росатом", Росморречфлот.
Основание разработки - пункт 3 статьи 1 законопроекта.
Цель - установление состава и содержания документов, включаемых в морские навигационные пособия.
Срок принятия - через 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.