Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 196155-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры) (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, направленных на реализацию статей 67.1, 68, 69, 114 Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах граждан, проживающих на соответствующей территории, при этом Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (часть 2 статьи 80 и часть 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях является одним из принципов деятельности уровней публичной власти, закрепленных в статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Из указанного принципа вытекает обязанность законодателя обеспечить должный механизм взаимодействия органов, входящих в систему публичной власти. Охрана памятников истории и культуры, общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данным Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, предусмотрены вопросы местного значения, к которым относятся в том числе вопросы культуры.
Важно отметить, что законопроект не изменяет установленное разграничение полномочий уровней публичной власти по вопросам культуры, при этом, гармонизируя их полномочия, создает возможность одних уровней публичной власти содействовать другим при осуществлении полномочий в сфере охраны объектов культурного наследия, библиотечного и музейного дела.
Положения о гармонизации деятельности уровней публичной власти в вопросах культуры сводятся к следующему.
Российская Федерация сможет участвовать:
в организации сохранения и использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, в том числе в финансировании соответствующих мероприятий;
в организации комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
в сохранении и пополнении государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящейся в собственности субъектов Российской Федерации, и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящейся в муниципальной собственности.
В свою очередь субъекты Российской Федерации смогут участвовать:
в сохранении, организации использования и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, и их государственной охране (за исключением объектов культурного значения федерального значения, полномочия по государственной охране которых переданы субъекту Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия), в том числе в финансировании таких мероприятий;
в комплектовании и обеспечении сохранности библиотечных фондов библиотек, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, учредителями которых являются федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в сохранении и пополнении государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящейся в федеральной собственности, и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящейся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления смогут участвовать:
в сохранении, организации использования и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, в том числе в финансировании таких мероприятий;
в комплектовании и обеспечении сохранности библиотечных фондов библиотек, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, учредителями которых являются федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
в сохранении и пополнении государственной части Музейного фонда Российской Федерации посредством взаимодействия с государственными музеями, расположенными на территории соответствующего муниципального образования.
В законодательстве Российской Федерации уже содержатся нормы о праве одних уровней публичной власти участвовать в реализации полномочий других уровней публичной власти. Например, в статье 39 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" предусмотрено право субъекта Российской Федерации участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
Таким образом, предлагаемые законопроектом положения расширяют пределы уже существующей практики участия одних уровней публичной власти в осуществлении отдельных полномочий других уровней публичной власти.
Введение в законодательство Российской Федерации подобных норм направлено на реализацию конституционно значимых целей в интересах граждан, проживающих на соответствующей территории.
Предложенные законопроектом изменения позволят обеспечить проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной культурной политики, будут способствовать взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.