Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 197982-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (далее - законопроект) подготовлен в целях устранения правовых пробелов и снятия избыточных административных барьеров в сфере теплоснабжения.
В части прекращения установления и применения предельных (минимального и максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями конечным потребителям, производимую станциями с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в целях поэтапного перехода к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность) на основе долгосрочных параметров регулирования) законопроект подготовлен в целях реализации ранее принятых законодательных норм тарифного регулирования в сфере теплоснабжения (предусматривает внесение изменений в части 2 и 3 статьи 7, в часть 1 статьи 8, в части 2, 5, 6, 6.2, 7 и 8 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении").
Положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" предусмотрено, что до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность) на основе долгосрочных параметров регулирования; с 2016 года предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями конечным потребителям, не устанавливаются и не применяются.
Несмотря на установленную обязанность об установлении тарифов на тепловую энергию с применением долгосрочных методов регулирования, в законодательстве Российской Федерации до настоящего времени сохраняется избыточное требование о необходимости установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую станциями с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более. Предлагаемый законопроект направлен на устранение избыточных регуляторных норм.
В связи с принятием законопроекта в данной части потребуется внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения";
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе";
постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 N 97 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (в части исключения соответствующих требований к реализации полномочий по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с предельными уровнями цен (тарифов) на тепловую энергию).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 будут исключены из перечня регулируемых цен (тарифов) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, требование об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, а также исключены правила установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения.
Вместе с внесением изменений в постановления потребуется:
внесение изменений в приказ Минэнерго России 30.10.2020 N 957 "Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке Федеральной антимонопольной службой информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм" (в части исключения использования в ГИС ТЭК формы "Сведения о предельных уровнях тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии");
внесение изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, и Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденный приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 в части исключения из перечня регулируемых цен (тарифов) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, а также исключения процедуры установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность);
признание утратившим силу приказа ФСТ России от 03.04.2013 N 79 "Об утверждении перечня критериев согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов, приводящего к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), и порядка определения факторов инвестиционного и неинвестиционного характера, приводящих к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность)".
В части приведения в соответствие полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов с полномочиями органов местного самоуправления городских округов законопроект подготовлен в целях реализации пункта 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 87-ФЗ).
Федеральным законом N 87-ФЗ введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ, при этом статусом муниципального округа может быть наделена территория, объединяющая несколько населенных пунктов в случае, если она не отвечает критериям городского округа. Муниципальный округ наделен полномочиями, аналогичными полномочиям городского округа.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ со дня вступления его в силу и до 1 января 2025 г. устанавливается переходный период. В переходный период федеральные законы приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 87-ФЗ). В связи с принятием Федерального закона N 87-ФЗ и отсутствием правовой регламентации отношений в сфере теплоснабжения для муниципальных округов необходимо внести изменения в Федеральный закон "О теплоснабжении", предусмотрев полномочия муниципальных округов по аналогии с полномочиями городских округов.
Кроме этого, предлагается установить срок исполнения обязанности по утверждению схем теплоснабжения для муниципальных округов до 1 января 2025 года. В действующей редакции Федеральный закон "О теплоснабжении" устанавливает срок исполнения обязанности по утверждению уполномоченными органами схем теплоснабжения только в отношении поселений, городских округов (часть 3 статьи 29).
В связи с принятием законопроекта в данной части потребуется внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)".
В проекте акта отсутствуют нормы об установлении требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация предлагаемых изменений не повлечет возникновение расходов у субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, и не потребует расходования средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Осуществление предусмотренных проектом федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти предполагается в пределах их утвержденной штатной численности.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не связаны с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияют на достижение их целей.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" потребуется внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
1) в части прекращения установления и применения предельных (минимального и максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями конечным потребителям, производимую станциями с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более:
- постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".
- постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 N 97 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (в части исключения соответствующих требований к реализации полномочий по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с предельными уровнями цен (тарифов) на тепловую энергию).
Вместе с внесением изменений в постановления потребуется:
внесение изменений в приказ Минэнерго России 30.10.2020 N 957 "Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке Федеральной антимонопольной службой информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм" (в части исключения использования в ГИС ТЭК формы "Сведения о предельных уровнях тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии");
внесение изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, и Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденный приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 в части исключения из перечня регулируемых цен (тарифов) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, а также исключения процедуры установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность);
признание утратившим силу приказа ФСТ России от 03.04.2013 N 79 "Об утверждении перечня критериев согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов, приводящего к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), и порядка определения факторов инвестиционного и неинвестиционного характера, приводящих к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность)";
2) в части приведения в соответствие полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов с полномочиями органов местного самоуправления городских округов в целях реализации пункта 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
- постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)".
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.