Досье на проект федерального закона
Концепцией представленного проекта федерального закона является переход к содержательному контролю со стороны государства как собственника животного мира за результатами охотхозяйственной деятельности, а не за процессом ее ведения.
Законопроектом предлагается скорректировать публично значимые цели заключения государством охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определив их как устойчивое сохранение и использование охотничьих ресурсов.
Указанный подход позволит сконцентрировать усилия всех участников данных правоотношений на конечном результате: во-первых, обеспечение заранее определенного количества охотничьих животных на территории закрепленного охотничьего угодья, во-вторых, оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства и получение продукции охоты. Эти количественные критерии будут являться существенными условиями охотхозяйственных соглашений, нарушение которых будет вести к его расторжению.
Так, в дополнение к обязанности поддерживать на территории охотничьих угодий минимальное количество особей отдельных видов охотничьих животных, вводится обязанность охотпользователя осуществлять фактическую добычу таких видов охотничьих животных, в объеме не менее 50% от установленной квоты добычи. Данная обязанность позволит оценить эффективность ведения охотничьего хозяйства, что в дальнейшем может применяться при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, предоставления различных преференций и мер государственной поддержки. Одновременно, неоднократное в течение 5 лет невыполнение обязательства по освоению квоты добычи либо нарушение обязательства по поддержанию минимального количества особей животных, проектируются в качестве прямых оснований для расторжения охотхозяйственного соглашения в судебном порядке.
Кроме этого, в качестве обязанности охотпользователя предлагается закрепить требование к наличию минимально необходимого количества работников, в том числе имеющих профильное образование в области охотоведения, для обеспечения деятельности по оказанию услуг в сфере охотничьего хозяйства и получению продукции охоты, рассчитываемого в зависимости от площади и географического расположения охотничьего угодья, направленности ведения охотничьего хозяйства (в число таких работников могут включаться биологи, охотоведы, производственные охотничьи инспектора, егеря). Данное требование будет применяться только в отношении новых охотхозяйственных соглашений, заключаемых после вступления проектируемых изменений законодательства в силу. Также указанное требование будет формулироваться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации заблаговременно, до заключения охотхозяйственного соглашения, путем включения в извещение о проведении аукциона на право заключения соответствующего соглашения.
Исходя из предложенной логики регулирования, законопроектом комплексно пересматриваются цели и содержание государственного контроля и надзора за деятельностью охотпользователей, путем смещения акцентов с формального контроля за процессом ведения хозяйственной деятельности, в пользу содержательного контроля за количественными результатами такой деятельности. Учитывая это, а также в связи со вступлением в силу с 9 декабря 2021 года норм регулирующих порядок замены стороны охотхозяйственного соглашения, предлагается установить единый срок действия заключаемых охотхозяйственных соглашений - 49 лет. Законопроектом устраняются следующие избыточные административные барьеры и излишняя формализация процедур обычной хозяйственной деятельности добросовестных охотпользователей.
1) Законопроектом исключается нормативное регулирование для охотпользователей, заключивших охотхозяйственные соглашения, содержания и порядка проведения биотехнических мероприятий (мер по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов), обязанности создания охотничьей инфраструктуры. Также предлагается обязать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утвердить типовую форму охотхозяйственного соглашения (вместо примерной), с целью единообразного и однозначного определения прав и обязанностей сторон по такому соглашению.
2) В рамках детализации порядка применения одного из ключевых элементов нормирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - норм пропускной способности охотничьих угодий предлагается раскрыть их содержание в рамках заключенных охотхозяйственных соглашений, а именно права ограничения со стороны охотпользователей посещения конкретных охотничьих угодий в целях проведение охоты, в том числе, по дням недели, создание зон охраны охотничьих ресурсов, определение используемых видов орудий охоты. Одновременно в законе нормативно определяются цели и порядок создания зон охраны охотничьих ресурсов (статья 51 закона).
3) В отношении отдельных видов охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, требования к минимальной численности особей которых определены в соответствующих охотхозяйственных соглашениях, предлагается закрепить правило, в соответствии с которым квоты добычи таких охотничьих ресурсов будут устанавливаться органами власти субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке на основании нормативов допустимого изъятия. При этом если фактическая численность особей соответствующего вида охотничьих ресурсов будет превышать показатель расчетной целесообразной численности по данным проводимого не реже чем один раз в 3 года совместного (охотпользователем и уполномоченным органом власти субъекта РФ) учета, для расчета квоты будет применяться норматив максимального допустимого изъятия (от 20% от численности, в зависимости от видов охотничьих животных).
4) Законопроектом предлагается упразднить проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) материалов, обосновывающих ежегодные объёмы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих животных. В настоящее время ГЭЭ является формальной процедурой, в рамках которой проверяется соответствие документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную деятельность (то есть ежегодный лимит добычи охотничьих ресурсов, определенный на основании приказов Минприроды, регулирующим процедуру ежегодного утверждения лимитов) экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды (то есть тем же самым приказам Минприроды России, регулирующим процедуру ежегодного утверждения лимитов исходя из ежегодных данных государственного мониторинга охотничьих животных и установленных нормативов их допустимого изъятия).
Другими словами, в отличие от других (неохотничьих) видов пользования животным миром, где необходимость проведения ГЭЭ обусловлена отсутствием заранее определенных нормативов изъятия, в охотничьем секторе такие нормативы утверждены нормативным правовым актом Минприроды России и ежегодно применяются для расчета квот и лимитов изъятия охотничьих животных.
Дополнительными аргументами в пользу предлагаемого решения по упразднению ГЭЭ являются: (1) ГЭЭ не рассматривает непосредственно данные о численности охотничьих животных (сведения гос. мониторинга и госохотреестра), (2) ГЭЭ проводит тот же орган субъекта РФ, что и уполномоченный орган, готовящий материалы, обосновывающие лимит изъятия, (3) громоздкость процедуры (при соблюдении всех сроков ГЭЭ, включая предшествующие общественные обсуждения и последующее согласование, процедура не вписывается в охотхозяйственный календарь сезонов), (4) законодательство не позволяет обжаловать ни обосновывающие материалы (квоты, определённые уполномоченным органом в составе этих материалов), ни ход и заключение ГЭЭ, (5) на практике ГЭЭ является инструментом преодоления норм законодательства в целях перераспределения лимита внутри региона в пользу тех или иных заинтересованных лиц. Важно подчеркнуть, что применительно к проведению работ по акклиматизации и гибридизации охотничьих животных требование об обязательном проведении ГЭЭ сохраняется.
5) На основании обращений регионов (Смоленская обл., Калужская обл., Мурманская обл., Свердловская обл., Новосибирская обл., Магаданская обл., Приморский край и другие, всего - более 50 регионов), проектом предлагается исключить норму о минимальной 20% доле общедоступных охотничьих угодий от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, передав право определять эту долю самим субъектам, исходя из географических особенностей и ресурсных возможностей региона. Одновременно предлагается предъявить требования к органам власти субъектов Российской Федерации проводить на территории общедоступных охотничьих угодий биотехнические мероприятия в объеме и порядке, определённом Минприроды России. В совокупности указанные изменения не приведут к увеличению расходов федерального бюджета, но обеспечат проведение минимально необходимых мероприятий по сохранению охотничьих животных и среды и их обитания в общедоступных охотничьих угодьях.
Кроме этого, в законопроекте также реализован ряд иных согласованных предложений, в том числе, поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина по внесению изменений в законодательство в части уточнения процедуры установления субъектами Российской Федерации запрета на проведение весенней охоты в случае угрозы возникновения пожароопасной ситуации в лесах (Пр-976, п. 2 "в", от 02.06.2022 года).
Законопроектом предусмотрен отлагательный срок его вступления в силу, в целях предоставления возможности принятия предусмотренных законопроектом подзаконных актов Минприроды России и необходимых решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит устранить избыточные административные требования и барьеры для ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обеспечит стабильность правоприменения и придаст импульс ускоренному развитию охотничьих хозяйств, обеспечивающих биологическое разнообразие и оказывающих услуги гражданам в сфере охотничьего хозяйства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.