Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 199218-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства о предоставлении мер социальной защиты (поддержки).
Проект федерального закона обеспечивает реализацию задач в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 о поэтапном переходе к предоставлению по принципу "одного окна" в формате "Социального казначейства" федеральных мер социальной поддержки по факту наступления жизненной ситуации, предоставлению 24 часа в сутки семь дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 о переводе в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг.
В настоящее время единый подход в нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней к технологическим процессам предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат в электронном виде отсутствует.
Проект федерального закона определяет, что процессы предоставления мер социальной поддержки, в том числе устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не должны противоречить основным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - основные требования).
Проектируемыми нормами статьи 5.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" также устанавливается обязательство реализации мер социальной поддержки в электронном виде с возможностью обращения за их получением через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) и получения сведений, необходимых для предоставления мер социальной защиты (поддержки), только посредством межведомственного взаимодействия.
При этом предметом изменений и, соответственно, основных требований не являются условия и (или) критерии назначения мер социальной защиты (поддержки), в том числе: размеры мер социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, набор сведений, необходимых для подтверждения права на получение мер социальной поддержки, права граждан на получение мер поддержки удобным им способом, виды и перечень мер социальной поддержки, устанавливаемые органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению, отмене, изменению критериев предоставления мер социальной поддержки исходя из их социально-экономических условий не затрагиваются проектом федерального закона.
Проект федерального закона обеспечивает установление единых процедур взаимодействия с гражданами независимо от места проживания и уровня нормативных актов, которым установлена мера социальной поддержки.
Например, единые требования к информации и срокам ее направления в адрес гражданина при получении мер социальной защиты (поддержки) позволят соблюдать общие правила информирования о процессе рассмотрения заявления гражданина: о получении, регистрации, нахождении на рассмотрении заявления в органе, о приостановлении рассмотрения, необходимости корректировки заявления, о принятом решении, о перечислении (невозможности перечисления) средств на указные гражданином реквизиты.
Проектом федерального закона устанавливается обязательное получение документов и сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении меры социальной защиты (поддержки), в порядке межведомственного взаимодействия.
Проектом федерального закона предусматривается особый порядок его вступления в силу с 1 января 2023 г., при этом устанавливается переходный период, необходимый для приведения в соответствие нормативных правовых актов, регулирующих процессы назначения мер социальной защиты (поддержки). Проектируется, что соответствие основным требованиям действующих порядков предоставления мер социальной поддержки, в том числе в части предоставления в электронном виде через ЕПГУ, должно быть обеспечено к 1 января 2025 г. Требования к вновь вводимым мерам социальной защиты (поддержки) должны соответствовать основным требованиям с даты вступления в силу федерального закона.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения окажут влияние на достижение цели "создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан". Внедрение единых требований к предоставлению мер социальной поддержки позволит обеспечить достижение показателей подпрограммы 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" указанной государственной программы:
доля семей с детьми, которые персонифицировано проинформированы о возникновении прав на получение мер социальной поддержки, от выразивших согласие на получение проактивного уведомления или обратившихся посредством посещений;
доля семей с детьми, получивших меры социальной поддержки на детей на основании только заявления или проактивно.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" потребует разработки акта Правительства Российской Федерации "Об утверждении основных требований к предоставлению мер социальной защиты (поддержки)".
Основание: статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: IV квартал 2022 г.
Ответственный исполнитель: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.