Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201625-8 "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления величины прожиточного минимума (далее - ВПМ) в особом порядке.
С учетом состояния экономики и высоких темпов роста уровня инфляции, вызванного ограничениями, связанными с распространением в 2020 - 2021 годах новой коронавирусной инфекции, а также нарастающим с марта 2022 г. санкционным давлением на Российскую Федерацию, увеличение ВПМ осуществляется в особом порядке.
Так, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации ВПМ на душу населения на 2022 год установлена в размере 12 654 руб., для трудоспособного населения - 13 793 руб., пенсионеров - 10 882 руб., детей - 12 274 руб., что обеспечило рост на 108,6% в сравнении с ВПМ, установленными на 2021 год (выше уровня инфляции на конец 2021 года - 108,4%).
Также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации проведено дополнительное увеличение ВПМ с 1 июня 2022 г. на 10%. ВПМ на душу населения на 2022 год теперь составляет 13 919 руб., для трудоспособного населения - 15 172 руб., пенсионеров - 11 970 руб., детей - 13 501 руб.
Учитывая высокую прогнозируемую инфляцию на 2022 - 2024 годы, а также сложившийся медианный доход за 2021 год (30 083 руб.) и его прогнозируемый уровень за 2022 год, которые не позволяют использовать при установлении ВПМ на 2023 и 2024 годы действующее соотношение ВПМ с медианным доходом в 44,2%, законопроектом предлагается приостановить действующие нормы Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в целях установления ВПМ на 2023 - 2024 годы исходя из прогнозируемой границы бедности по итогам 2023 (14 375 руб.) и 2024 (15 049 руб.) годов.
Установление срока вступления в силу законопроекта со дня его официального опубликования обусловлено необходимостью оперативного установления ВПМ в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации на 2023 год.
Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Средства на реализацию законопроекта уже запланированы в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и следовательно дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не потребуется.
Принятие и реализация законопроекта не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение целей государственных программ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 и Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части внесения корреспондирующих изменений об установлении величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на 2023 год федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, а также изменения сроков установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на 2023 год с 1 декабря на 31 декабря 2022 года.
Примерный срок подготовки необходимых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации - до 10 декабря 2022 г. с даты официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.