Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201623-8 "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 по созданию целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей.
Законопроектом вводится единый подход к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 17 лет и беременным женщинам.
Законопроектом предусматривается предоставление универсального пособия беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также семьям с детьми до 17 лет с доходами ниже 1 регионального прожиточного минимума (далее - ПМ) с применением комплексной оценки нуждаемости, включающей оценку доходов семьи, имущественной обеспеченности и трудового потенциала.
Размер пособия будет зависеть от размера дефицита дохода семьи и составлять 50%, 75% или 100% регионального ПМ для детей (при назначении универсального пособия гражданам, имеющим детей), или 50%, 75% или 100% регионального ПМ трудоспособного населения (при назначении универсального пособия беременной женщине).
Универсальное пособие будет назначаться на принципах "Социального казначейства" Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании одного заявления, поданного в том числе в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг. Заявление также можно будет подать через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или лично в орган, осуществляющий назначение универсального пособия, по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания - в случае отсутствия подтвержденного места жительства (места пребывания).
Отдельные этапы будущего универсального пособия на вышеуказанных условиях уже реализованы в настоящее время в виде отдельных ежемесячных выплат. Это ежемесячная выплата семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет включительно, ежемесячная выплата семьям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (за исключением размера выплаты, не содержащей дифференциацию).
Таким образом, для выстраивания целостной системы поддержки необходимо привести к единым требованиям меры поддержки семьям с детьми до 3 лет и до 17 лет и ввести дифференцированный размер выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (в настоящее время размер ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, составляет 50% регионального ПМ).
Универсальное пособие объединит ряд действующих мер социальной поддержки:
ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста 3 лет;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Таким образом, новые назначения вышеперечисленных мер поддержки гражданам после 1 января 2023 г. осуществляться не будут. Исключение составят граждане, у которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей возникло до 1 января 2023 г.
Выплата универсального пособия будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а также средств региональных бюджетов, которые в форме субвенции будут передаваться в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Данный подход уже успешно апробирован при осуществлении выплаты семьям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет.
Софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление универсального пособия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет производится при условии передачи субъектом Российской Федерации полномочий по осуществлению универсального пособия Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Благодаря введению универсального пособия с 1 января 2023 г. в Российской Федерации будет выстроена единая и комплексная "бесшовная" адресная поддержка семей с детьми с ранних сроков беременности женщины до достижения ребенком 17 лет, которой будут охвачены семьи, воспитывающие порядка 9,2 млн детей.
Законопроектом предусматривается, что информация о назначении и выплате универсального пособия размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО).
При этом реализация положений законопроекта не предполагает расширение перечня основной информации, содержащейся в ЕГИССО, не потребует дополнительной доработки ЕГИССО и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Законопроектом предлагается ввести с 1 января 2023 г. универсальное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также семьям с детьми до 17 лет с доходами ниже 1 регионального прожиточного минимума (далее - ПМ) с применением комплексной оценки нуждаемости, включающей требования по имущественной обеспеченности, использованию трудового потенциала семьи.
Размер пособия будет зависеть от размера дефицита дохода семьи и составлять 50%, 75% или 100% регионального ПМ для детей (при назначении универсального пособия гражданам, имеющим детей), или 50%, 75% или 100% регионального ПМ трудоспособного населения (при назначении универсального пособия беременной женщине).
Введение универсального пособия повлечет увеличение потребности в бюджетных средствах на его обеспечение.
Расходы на реализацию законопроекта будут обеспечены в рамках ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Выплата универсального пособия будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а также средств региональных бюджетов, которые в форме субвенции будут передаваться в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление универсального пособия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет производится при условии передачи субъектом Российской Федерации полномочий по осуществлению универсального пособия Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, будет определяется с учетом предельного уровня софинансирования, равного предельному уровню софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенному в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Совокупный объем финансового обеспечения универсального пособия (с учетом переходных положений) составит:
в 2023 году 1 691,0 млрд рублей, из которых 1 429,7 млрд рублей - федеральный бюджет, 261,3 млрд рублей - региональные бюджеты.
При этом дополнительно к предусмотренному в проекте федерального бюджета на 2023 год потребуется 13,4 млрд рублей. Объем дополнительных расходов бюджетов регионов составит порядка 3,3 млрд рублей;
в 2024 году 1 664,9 млрд рублей, из которых 1 384,4 млрд рублей - федеральный бюджет, 280,5 млрд рублей - региональные бюджеты;
в 2025 году 1 700,8 млрд рублей, из которых 1 396,7 млрд рублей - федеральный бюджет, 304,1 млрд рублей - региональные бюджеты.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Принятие Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" потребует внесения изменений в: 1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части исключения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки проекта федерального закона одновременно с проектом федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части исключения предоставления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка и установления права на направление средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет независимо от очередности его рождения.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".
3. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части исключения предоставления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребенка, а также приведения норм данного закона в соответствие с условиями предоставления ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 17 лет.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Принятие Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" потребует:
признания утратившими силу:
1)Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта - одновременно с проектом федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".
2) Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта - одновременно с проектом Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".
внесения изменений в:
1)Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в части введения переходных норм по сохранению права (в случае его возникновения до 1 января 2023 г.) на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до конца периода, предусмотренного законодательством.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России. Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта - одновременно с проектом федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".
2) постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями".
Принятие постановления Правительства Российской Федерации необходимо в связи с предоставлением государственной услуги по осуществлению универсального пособия.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Принятие Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил назначения и выплаты универсального пособия".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.