Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201624-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" (далее - законопроект) разработан в связи с проектом федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" (далее - проект федерального закона об универсальном пособии), в рамках исполнения подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 по созданию целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей.
Проектом федерального закона об универсальном пособии предлагается ввести с 1 января 2023 г. универсальное пособие с учетом единого подхода к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 17 лет и беременным женщинам. Универсальное пособие объединит целый ряд действующих мер социальной поддержки:
ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения ими возраста 3 лет;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Таким образом, новые назначения вышеперечисленных мер поддержки гражданам после 1 января 2023 г. осуществляться не будут. Исключение составят граждане, у которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей возникло до 1 января 2023 г.
В целях реализации универсального подхода к предоставлению мер социальной поддержки беременным женщинам и семьям с детьми в возрасте до 17 лет законопроектом вносятся изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации.
1. В Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) в части исключения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
2. В Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 418-ФЗ) в части приведения норм данного закона в соответствие с условиями предоставления ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 17 лет. Так законопроектом устанавливается:
а) пересмотр размера выплаты с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей (в настоящее время такая норма отсутствует);
б) назначение выплаты на 12 месяцев (в настоящее время выплата назначается до достижения ребенком возраста 1 года, 2 лет, 3 лет);
в) возможность обращаться за назначением выплаты на новый период в последний месяц периода, на который назначена выплата;
г) перечень учитываемых и не учитываемых доходов при назначении выплаты в соответствии с действующими условиями назначения выплат на детей в возрасте от 3 до 17 лет;
д) изменение "слепого" периода при определении среднедушевого дохода семьи с 6 месяцев до 1 месяца;
е) понятие "состав семьи" в соответствие с нормами предоставления выплат на детей в возрасте от 3 до 17 лет (в том числе в состав семьи включаются дети, находящихся под опекой и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения).
3. В Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) в части исключения предоставления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в соответствии с Федеральным законом N 418-ФЗ и установления права на направление средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет независимо от очередности его рождения.
Для защиты прав граждан с первыми, третьими и последующими детьми до 3 лет, а также граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности, вводятся переходные нормы, в соответствии с которыми указанные граждане в случае возникновения права на меры социальной поддержки до 1 января 2023 г. сохраняют его до конца периода, предусмотренного законодательством. Такое правило действует в случае, если указанные граждане не обращаются за назначением универсального пособия или обращаются, но получают отказ в его назначении из-за несоответствия критериям нуждаемости.
Законопроектом устанавливаются переходные положения, согласно которым право на получение назначенных до принятия и вступления в силу федерального закона об универсальном пособии ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, предусмотренных Федеральным законом N 81-ФЗ, сохраняется за гражданами до окончания периодов, на которые они были назначены, и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до принятия и вступления в силу федерального закона об универсальном пособии, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату указанных пособий.
За гражданами, которым в соответствии с Федеральным законом N 418-ФЗ установлена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала, установленного в соответствии с Федеральным законом N 256-ФЗ, до даты вступления в силу федерального закона об универсальном пособии, сохраняется право на ее получение до окончания установленного периода выплаты на условиях, действовавших до принятия и вступления в силу федерального закона об универсальном пособии.
В случае направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с Федеральным законом N 256-ФЗ в редакции законопроекта предоставление выплат, назначенных в соответствии с Федеральным законом N 418-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", прекращается.
На основании изложенного предусмотренные законопроектом изменения позволят существенным образом оптимизировать процесс предоставления мер социальной поддержки, упростить и сделать более удобным их получение для граждан, обеспечить более эффективное администрирование данных мер поддержки и администрирование средств, выделяемых на их обеспечение из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сократить расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что законопроект разработан в связи с установлением с 1 января 2023 г. универсального пособия гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам, в соответствии со статьей 5 законопроекта, принятый в установленном порядке федеральный закон вступит в силу с 1 января 2023 г.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект направлен на защиту прав и интересов ребенка (детей), гарантируемых ему (им) Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам" (далее - Федеральный закон) потребует:
- признания утратившими силу:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1704 "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
2) постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
3) постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
4) постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2022 г. N 1036 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения пособия, и формы заявления о назначении пособия, а также о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
5) приказ Минтруда России от 2 февраля 2018 г. N 48н "Об утверждении форм отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, а также заявки на финансовое обеспечение указанных расходов".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
6) приказ Минтруда России от 24 марта 2020 г. N 151н "Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
- внесения изменений в:
1) приказ Минтруда России от 29 декабря 2017 г. N 889н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка".
Принятие данного приказа Минтруда России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
2) приказ Роструда от 7 апреля 2020 г. N 87 "Об утверждении формы и способа представления реестра получателей ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка".
Принятие данного приказа Роструда необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Ответственный исполнитель - Роструд.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
3) приказ Минтруда России от 29 сентября 2020 г. N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Принятие данного приказа Минтруда России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.