Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 202701-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - законопроект) предполагается внесение изменений в Федеральный закон 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части распространения на хозяйственные общества с государственным и (или) муниципальным участием конкурентных принципов (обязательное проведение конкурсов или аукционов, равенства в получении доступа к имуществу и выходу на товарный рынок, публичности (открытости) процедур, запрета нарушения конкуренции, пресечения обхода норм об обязательности проведения торгов), изложенных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции и Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), при передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящихся в собственности указанных хозяйственных обществ (далее - объекты ЖКХ).
В частности, Закон о защите конкуренции дополняется новой статьей 17.2, устанавливающей особенности порядка заключения договоров в отношении объектов ЖКХ хозяйственными обществами с государственным и (или) муниципальным участием в соответствии с конкурентными процедурами, предусмотренными антимонопольным законодательством, а также законодательством Российской Федерации о приватизации.
Так, часть 1 статьи 17.2 Закона о защите конкуренции устанавливает, что заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов ЖКХ, принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования превышает пятьдесят процентов (далее - хозяйственные общества с государственным и (или) муниципальным участием), осуществляется в порядке, установленном частями 1, 2, 5 - 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, при передаче прав владения и (или) пользования в отношении объектов ЖКХ хозяйственные общества с государственным и (или) муниципальным участием обязаны использовать конкурентные процедуры, установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Части 2-5 проектируемой статьи предусматривают порядок отчуждения объектов ЖКХ вышеназванными хозяйственными обществами, а также устанавливают необходимость сохранения обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства) в отношении таких объектов.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о приватизации источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Законом о приватизации, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Пунктом 11 указанной статьи установлен порядок контроля за исполнением таких инвестиционных и эксплуатационных обязательств.
При этом в соответствии с пунктом 13 статьи 30.1 Закона о приватизации инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного выше имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.
Проектируемой частью 3 статьи 17.2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае обременения имущества, указанного в части 2 данной статьи, обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства) и (или) строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства) указанные обязательства сохраняются при переходе права собственности на данное имущество к другому лицу.
При этом такие обязательства в силу статьи 30.1 Закона о приватизации могут быть установлены только в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Таким образом, сохранение эксплуатационных и инвестиционных обременений при отчуждении объектов ЖКХ, находящихся в собственности хозяйственных обществ с государственным и (или) муниципальным участием, соотносится с требованиями, установленными Законом о приватизации, не устанавливают дополнительных требований, а также направлено на обеспечение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойной, надежной и качественной поставкой ресурса, а также обновления (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и повышения энергоэффективности таких объектов.
Установление специального порядка вступления в силу норм, касающихся сохранения обременения имущества инвестиционными и эксплуатационными обязательствами, не требуется, поскольку указанные требования вытекают из действующих положений, установленных пунктом 13 статьи 30.1 Закона о приватизации. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" законопроект вступит в силу в общем порядке по истечение 10 дней после его официального опубликования.
Также законопроект предусматривает изменения в Закон о приватизации в части распространения требований указанного закона на случаи приватизации государственными и муниципальными унитарными предприятиями закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
Указанные изменения направлены на пресечение случаев обхода Закона о приватизации путем закрепления объектов ЖКХ за унитарными предприятиями и дальнейшим отчуждением прав на указанное имущество конкретному лицу без соблюдения конкурентных процедур и установления обязательных эксплуатационных и инвестиционных обязательств в отношении такого имущества (статья 30.1 Закона о приватизации).
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, увеличения расходов (уменьшение расходов) бюджетов различного уровня, не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Вместе с тем, его принятие повлечет необходимость изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 909).
Основанием для внесения изменений являются положения статьи 2 законопроекта.
Целью внесения изменений в Постановление N 909 является определение адрес сайта www.torgi.gov.ru и в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования превышает пятьдесят процентов.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минстрой России, Минэнерго России, ФАС России.
Срок внесения в Правительство Российской Федерации - в течение 3 месяцев со дня принятия решения Правительством Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.