Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201188-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подготовлен в целях реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети - сироты), нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, права на обеспечение жилым помещением, гарантированного им Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям - сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Вместе с тем актуальная практика свидетельствует об обеспечении в значительной степени жилыми помещениями детей - сирот, которые реализовали свое право на судебную защиту, т.е. обратились в суд. Так, в Брянской области в 2020 году было предоставлено детям - сиротам 242 квартиры, из них 112 квартир - по решению суда; в 2021 году - 252 квартиры, из них 135 - по решению суда. В сложившейся ситуации зачастую жилые помещения предоставляются детям - сиротам, право на обеспечение жильем у которых возникло значительно позже, чем у тех детей-сирот, которые не использовали средства судебной защиты. Фактически указанные лица, имея решение суда, перемещаются в начало списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), что свидетельствует о приоритете обеспечения жилыми помещениями детей - сирот по решению суда перед обеспечением жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона. Это приводит к неравенству в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, нарушению статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, при вынесении решений в пользу детей-сирот суды не учитывают реальную возможность исполнения таких решений за счет средств регионального бюджета. Сложившаяся ситуация существенным образом затрудняет реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем детей-сирот.
Представленным проектом федерального закона предлагается установить, что предоставление жилых помещений детям - сиротам осуществляется исходя из времени возникновения права на обеспечение жилым помещением. Предлагаемые изменения позволят обеспечить определенную последовательность в предоставлении детям-сиротам жилых помещений. При наличии указанной нормы в федеральном законодательстве судами при вынесении решения будет учитываться время возникновения права на обеспечение жильем сироты по сравнению с другими детьми-сиротами. Как следствие, отсутствие необходимости обращения детей-сирот, находящихся в списке, в суд с исковыми заявлениями об обеспечении жилыми помещениями.
Законопроект направлен на укрепление принципа социальной справедливости при принятии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.