Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 4 октября 2022 г. N 3.1-05/3304@
по Федеральному конституционному закону "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", одобренному Государственной Думой 3 октября 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" (далее - Федеральный конституционный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального конституционного закона (проект N 203817-8) был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 2 октября 2022 года и был одобрен Государственной Думой 3 октября 2022 года в первом чтении и в целом. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального конституционного закона в его текст не были внесены поправки.
Федеральный конституционный закон направлен на нормативное развитие положений Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (далее - Договор), подписанного в городе Москве 30 сентября 2022 года, в целях обеспечения интеграции нового субъекта - Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию.
Федеральным конституционным законом нормативно определяются основания принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики (часть 2 статьи 1 Федерального конституционного закона).
Луганская Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики в составе Российской Федерации образуется новый субъект - Луганская Народная Республика.
В соответствии с Федеральным конституционным законом со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Луганская Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в статусе республики.
Государственным языком Луганской Народной Республики является русский язык. Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития гарантируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Пределы территории Луганской Народной Республики определяются границами территории Луганской Народной Республики, установленными Конституцией Луганской Народной Республики на день ее образования и на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
Федеральным конституционном законом регламентируются вопросы действия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также действия и применения нормативных правовых актов Луганской Народной Республики на территории Луганской Народной Республики.
Федеральным конституционным законом регулируются вопросы признания гражданства Российской Федерации у граждан Луганской Народной Республики, граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Луганской Народной Республики.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики граждане Луганской Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории Луганской Народной Республики или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети (далее - лица, постоянно проживавшие на территории Луганской Народной Республики) приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации (далее - Присяга). Федеральным конституционным законом закрепляется перечень лиц, освобождающихся от её принесения.
Рассмотрение поданных до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, постоянно проживавших на территории Луганской Народной Республики, прекращается.
Граждане Российской Федерации, которые приобрели гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги в соответствии с Федеральным конституционным законом (часть 1 статьи 5), либо приобрели его до дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики, постоянно проживали на этот день или ранее на территории Луганской Народной Республики, и у которых гражданство Украины не прекращено, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Граждане Российской Федерации, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства Украины.
Гражданство Луганской Народной Республики прекращается со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
К гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с Федеральным конституционным законом не имеющими гражданства Украины и которые не имеют гражданства (подданства) другого иностранного государства, не применяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом закрепляется, что по общему правилу ограничения, запреты и требования, связанные с замещением государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не действуют на территории Луганской Народной Республики в течение переходного периода, то есть до 1 января 2026 года.
При этом замещение государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы, в том числе при замещении которых предусматривается допуск к государственной тайне, на территории Луганской Народной Республики осуществляется с учетом особенностей, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики Вооруженные Силы Луганской Народной Республики, воинские формирования и органы Луганской Народной Республики включаются в состав соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, на территории Луганской Народной Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, военные комиссариаты, а также органы, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне". Особенности включения Вооруженных Сил Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Луганской Народной Республики в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации могут быть установлены Президентом Российской Федерации.
Выборы в законодательный (представительный) орган Луганской Народной Республики проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года. До избрания в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательного (представительного) органа Луганской Народной Республики его полномочия осуществляет Народный Совет Луганской Народной Республики - Парламент Луганской Народной Республики.
Народный Совет Луганской Народной Республики - Парламент Луганской Народной Республики принимает Конституцию Луганской Народной Республики, которая не может противоречить Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица Луганской Народной Республики - Главы Луганской Народной Республики на период до вступления в должность избранного в соответствии с законодательством Российской Федерации Главы Луганской Народной Республики.
Правительство Луганской Народной Республики продолжает исполнять полномочия вплоть до формирования Правительства Луганской Народной Республики временно исполняющим обязанности Главы Луганской Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с Правительством Луганской Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации формируются органы исполнительной власти Луганской Народной Республики.
Сенаторы Российской Федерации - представители от субъекта Российской Федерации наделяются полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации Народным Советом Луганской Народной Республики - Парламентом Луганской Народной Республики в качестве законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и временно исполняющим обязанности Главы Луганской Народной Республики.
Федеральным конституционным законом также регулируются вопросы создания территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Луганской Народной Республике (создаются до 1 июня 2023 года с учетом административно-территориального деления Луганской Народной Республики), а также органов прокуратуры на территории Луганской Народной Республики; регламентируются вопросы создания судов Российской Федерации на территории Луганской Народной Республики, а также осуществления правосудия в течение переходного периода.
Местное самоуправление на территории Луганской Народной Республики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным конституционным законом, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.
Федеральным конституционным законом регулируются вопросы предоставления гарантий в сфере социальной защиты, охраны здоровья и трудовых отношений на территории Луганской Народной Республики.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории Луганской Народной Республики с 1 января 2023 года, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. До 1 января 2023 года отношения в сфере налогов и сборов, перечисленные в части 2 статьи 15 Федерального конституционного закона, по общему правилу регулируются нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, если иное не предусмотрено положениями частей 3 - 5 статьи 15 Федерального конституционного закона. Закрепляется, что федеральными законами могут предусматриваться ограничения и (или) особенности применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации на территории Луганской Народной Республики в 2023 году.
Бюджетное законодательство Российской Федерации применяется на территории Луганской Народной Республики с 1 января 2023 года с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации. До 1 января 2023 года бюджетные правоотношения на территории Луганской Народной Республики, за исключением правоотношений по составлению проекта бюджета Луганской Народной Республики на 2023 год, его рассмотрению и утверждению, регулируются нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.
Федеральным конституционным законом также регулируются вопросы организации банковской деятельности, деятельности некредитных финансовых организаций, вопросы организации денежного обращения на территории Луганской Народной Республики.
Закрепляется, что денежной единицей на территории Луганской Народной Республики является рубль. До 31 декабря 2022 года на территории Луганской Народной Республики допускаются обращение национальной денежной единицы Украины - гривны - и осуществление расчетов в гривнах. При этом закрепляется перечень видов платежей, которые со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики осуществляются только в рублях.
Федеральным конституционным законом определяется специфика компетенции Банка России в сфере регулирования вопросов деятельности кредитных учреждений и некредитных финансовых учреждений на территории Луганской Народной Республики. Закрепляются особенности образования на территории Луганской Народной Республики территориальных учреждений Банка России.
Федеральным конституционным законом также закрепляются особенности регулирования на территории Луганской Народной Республики отношений в сфере оборота недвижимости; градостроительной деятельности и применения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; отношений в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, лесных отношений; отношений в сфере использования и охраны недр; отношений в сфере топливно-энергетического комплекса; отношений в сфере услуг связи; отношений в области охраны объектов культурного наследия; специфика регулирования иных отдельных общественных отношений.
Как отметил Конституционный Суд, принятие на основании Договора Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта должно быть реализовано путем установления процедуры интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации в федеральном конституционном законе о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики (Постановление от 2 октября 2022 года N 37-П).
Таким образом, Федеральный конституционный закон является составной частью сложного юридического факта (основания) образования нового субъекта Российской Федерации - Луганской Народной Республики.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора.
Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства, в том числе требованиями части 3 статьи 8 и части 3 статьи 9 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" относительно содержания и порядка вступления в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
Коррупциогенных факторов в Федеральном конституционном законе не выявлено.
Комитеты-соисполнители (Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; Комитет Совета Федерации по международным делам; Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности; Комитет Совета Федерации по социальной политике; Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам; Комитет Совета Федерации по экономической политике; Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию; Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности) рекомендуют одобрить Федеральный конституционный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.