Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 3 октября 2022 г. N 3.5-04/2031
по Федеральному конституционному закону "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"
(проект N 203816-8)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее - Закон), одобренный Государственной Думой 3 октября 2022 года, комитет в рамках вопросов своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального конституционного закона разработан Президентом Российской Федерации в соответствии с подписанным 30 сентября 2022 года Договором между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Конституционным Судом Российской Федерации Договор признан соответствующим Конституции Российской Федерации.
Закон предусматривает установление сроков и порядка интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также связанных с этим особенностей правового регулирования отдельных сфер общественных отношений. Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно Закону законодательство Российской Федерации о налогах и сборах по общему правилу применяется на территории Донецкой Народной Республики с 1 января 2023 года. До этой даты правоотношения в указанной сфере регулируются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики. Федеральными законами могут предусматриваться ограничения и особенности применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики в 2023 году.
Законом регулируются вопросы применения на территории Донецкой Народной Республики бюджетного законодательства Российской Федерации (далее -бюджетное законодательство). Так, до 1 января 2023 года бюджетные правоотношения на территории Донецкой Народной Республики, за исключением правоотношений по составлению проекта бюджета Донецкой Народной Республики на 2023 год, его рассмотрению и утверждению, регулируются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики. Бюджетное законодательство применяется на территории Донецкой Народной Республики с 1 января 2023 года с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до окончания переходного периода (до 1 января 2026 года) Правительство Российской Федерации устанавливает особенности составления, утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности.
Законом устанавливается, что до 1 января 2026 года Российская Федерация оказывает финансовую поддержку Донецкой Народной Республики за счет средств федерального бюджета.
В течение переходного периода Правительству Российской Федерации дается право вносить изменения в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в случае оказания финансовой поддержки Донецкой Народной Республике в пределах общего объема расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год. В указанный период предоставление из федерального бюджета бюджету Донецкой Народной Республики дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Донецкой Народной Республики производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития Донецкой Народной Республики.
В части организации банковской деятельности Законом устанавливаются переходные положения. Так, до 1 января 2024 года кредитные организации, ранее зарегистрированные на территории Донецкой Народной Республики:
- могут проводить банковские операции, осуществление которых не противоречит законодательству Российской Федерации;
- могут получить лицензию Банка России в порядке и на условиях, установленных Банком России;
- вправе осуществлять выпуск платежных карт, срок действия которых ограничен 1 января 2025 года.
Организации или физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющие в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики право совершать операции купли-продажи наличной иностранной валюты, могут осуществлять свою деятельность до 1 января 2024 года.
Также Закон устанавливает, что до 1 января 2024 года некредитные финансовые учреждения, зарегистрированные на территории Донецкой Народной Республики могут:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получить лицензии на осуществление своей деятельности в порядке и на условиях, которые установлены Банком России.
Кроме того, уточняется, что до 1 января 2024 года на территории Донецкой Народной Республики не применяется законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом риск гражданской ответственности владельца транспортного средства, проживающего на территории Донецкой Народной Республики и использующего принадлежащее ему транспортное средство на территориях субъектов Российской Федерации, должен быть застрахован в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В части организации денежного обращения Закон устанавливает, что денежной единицей на территории Донецкой Народной Республики является рубль. Только в рублях осуществляются следующие виды платежей:
- уплата налогов, сборов, страховых взносов, таможенных платежей, платежей в государственные внебюджетные фонды;
- выплаты работникам бюджетных организаций;
- пенсии, пособия, компенсации и иные социальные выплаты;
- иные платежи, если одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом субъекте Российской Федерации.
До 31 декабря 2022 года платежи, не указанные выше, осуществляются как в рублях, так и в гривнах по выбору плательщика.
Обмен национальной валюты Украины - гривны на рубли производится в кредитных организациях или кредитных учреждениях, осуществляющих свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики, по курсу, установленному данными кредитными организациями или кредитными учреждениями.
Закон устанавливает, что Банк России по вопросам, относящимся к его компетенции, вправе принимать акты в отношении кредитных учреждений и некредитных финансовых учреждений, действующих на территории Донецкой Народной Республики, которыми могут устанавливаться:
- особенности осуществления ими деятельности, проведения операций, значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), требования к обеспечению финансовой надежности, в том числе к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, требования к лицам, приобретающим акции (доли) кредитного учреждения и некредитного финансового учреждения, требования к лицам, устанавливающим (осуществляющим) контроль в отношении владельцев (приобретателей) акций (долей) кредитного учреждения и некредитного финансового учреждения, требования к порядку приобретения акций (долей) кредитного учреждения и некредитного финансового учреждения, а также порядок применения мер к кредитным учреждениям и некредитным финансовым учреждениям за допущенные нарушения в их деятельности;
- особенности ведения бухгалтерского учета, составления и представления ими бухгалтерской (финансовой) или иной отчетности, сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации.
Указанные акты Банка России действуют до 1 января 2025 года и не подлежат государственной регистрации.
Кроме того, Банк России вправе образовать на территории Донецкой Народной Республики территориальные учреждения, в том числе на основании соглашений с органами государственной власти Донецкой Народной Республики, определяющих особенности преобразования Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики в территориальное учреждение Банка России.
Законом также определяются особенности регулирования отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Донецкой Народной Республики. Так, до 1 января 2023 года на территории Донецкой Народной Республики отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет регулироваться нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
С 1 января 2023 года на территории Донецкой Народной Республики будет применяться законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд со следующими особенностями. До 1 января 2028 года нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, может быть установлен порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления:
1) закупок оборудования и техники, работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений, работ по строительному контролю, работ по благоустройству территорий для обеспечения государственных и муниципальных нужд Донецкой Народной Республики;
2) закупок товаров, работ, услуг для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сферах науки и высшего образования;
3) закупок работ по сохранению объектов культурного наследия.
Кроме того, до 1 января 2028 года особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также особенности приемки и оплаты указанных работ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Закона, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.