Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 3 октября 2022 г. N 3.2-05/3509
по Федеральному конституционному закону "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (проект N 203816-8), одобренный Государственной Думой 3 октября 2022 года (далее - Федеральный конституционный закон), и отмечает следующее.
Федеральным конституционным законом в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", на основании Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 года, Акта о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 года и результатов референдума, состоявшегося в Донецкой Народной Республике 11 мая 2014 года; результатов референдума, который состоялся в Донецкой Народной Республике 27 сентября 2022 года, на котором поддержан вопрос о вхождении Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации; предложения Донецкой Народной Республики о ее принятии в Российскую Федерацию; Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта от 30 сентября 2022 года осуществляется принятие в Российскую Федерацию Республики Донецкой Народной Республики с образованием нового субъекта - Донецкой Народной Республики (далее - новый субъект Российской Федерации). При этом определяются наименование, статус, границы нового субъекта Российской Федерации и устанавливается правовое регулирование отношений, обеспечивающих интеграцию нового субъекта Российской Федерации в правовую, экономическую, финансовую и кредитную системы Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона Донецкая Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (с 30 сентября 2022 года).
Статьей 36 Федерального конституционного закона устанавливается переходный период - со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 года, - в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом регулируются на территории нового субъекта Российской Федерации также следующие вопросы:
действия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории нового субъекта;
признания гражданства Российской Федерации у граждан Донецкой Народной Республики, граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории нового субъекта Российской Федерации;
воинской обязанности и военной службы;
формирования органов государственной власти Донецкой Народной Республики;
создания органов прокуратуры и судов, осуществления правосудия в течение переходного периода;
местного самоуправления на территории Донецкой Народной Республики;
действия документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики;
гарантий в сфере социальной защиты, охраны здоровья и трудовых отношений;
применения бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
организации денежного обращения, банковской деятельности и деятельности некредитных финансовых организаций;
действия документов, выданных официальными органами Украины, Донецкой Народной Республики;
нотариата и адвокатуры, а также иные вопросы.
Устанавливаемое Федеральным конституционным законом правовое регулирование учитывает принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также сложившиеся исторические и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.
Согласно статье 8 Федерального конституционного закона выборы в законодательный (представительный) орган Донецкой Народной Республики проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года. При этом до избрания в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательного (представительного) органа Донецкой Народной Республики его полномочия осуществляет Народный Совет Донецкой Народной Республики - Парламент Донецкой Народной Республики.
Также данной статьей устанавливается, что Президент Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица Донецкой Народной Республики - Главы Донецкой Народной Республики на период до вступления в должность избранного в соответствии с законодательством Российской Федерации Главы Донецкой Народной Республики.
Действующие органы государственной власти нового субъекта Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Статьей 11 установлено, что местное самоуправление на территории Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики. Местное самоуправление на территории Донецкой Народной Республики будет осуществляться в городских округах и (или) муниципальных округах.
Кроме этого, статьей 11 определяется, что законодательный орган Донецкой Народной Республики не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу Федерального конституционного закона принимает законы Донецкой Народной Республики, предусматривающие:
образование городских округов и (или) муниципальных округов;
установление границ вновь образованных муниципальных образований;
установление численности депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. При этом к вновь образованным муниципальным образованиям применяются требования к численности депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренные законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, если иное не определено законом Донецкой Народной Республики;
установление сроков полномочий органов местного самоуправления. При этом такой срок не может быть менее двух лет.
Выборы в представительные органы вновь образованных муниципальных образований проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. При этом нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики, нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Согласно статье 37 Федерального конституционного закона он вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республики о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в ее составе нового субъекта.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики".
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.