Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 206196-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Концепцией представленного проекта федерального закона является совершенствование правового регулирования деятельности производителей этилового спирта и алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, в целях повышения прозрачности их деятельности, повышения качества производимой продукции и борьбы с нелегальным производством.
Законопроектом проектируются следующие основные новеллы:
1. Повышаются требования к уставному капиталу. В целях капитализации отрасли и повышения возможностей покрытия убытков собственными средствами, увеличены требования к уставному капиталу организаций, обращающихся за получением лицензии на производство этилового спирта с 10 млн. руб. до 100 млн. руб. При этом введен запрет на оплату уставного капитала не денежными средствами, а также заёмными средствами учредителей. Снижение стоимости чистых активов в процессе ведения деятельности организаций, имеющих лицензию на производство этилового спирта ниже 100 млн. руб. будет являться основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке. Одновременно ужесточены требования к группе организаций, совместно осуществляющих деятельность по производству этилового спирта, в части установления факта несоблюдения установленных норм минимального использования производственной мощности.
2. Устанавливаются требования к деловой репутации физических лиц - членов органов управления. В целях снижения рисков нарушения обязательных требований в отрасли, для всех физических лиц - членов органов управления (наблюдательный и исполнительный коллегиальный органы, генеральный директор и главный бухгалтер) организаций как обращающихся за получением лицензии на осуществление видов деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, так и имеющих такие лицензии, предъявляется ряд требований к деловой репутации, заключающихся в отсутствии таких обстоятельств в отношении физического лица, как, например:
- факт нахождения такого лица в органах управления организации на дату аннулирования у такой организации лицензии на осуществление видов деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, если с даты аннулирования лицензии прошло менее 5 лет;
- факт нахождения такого лица в органах управления организации осуществляющей деятельность по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, в отношении которой неоднократно (два и более раз) в течение 5 лет выявлялись нарушения обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отраженные в постановлении (решении) о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- наложение административного наказания в виде дисквалификации, которая заключается в лишении права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом или осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; и ряд иных обстоятельств.
Несоблюдение требований к деловой репутации лиц - членов органов управления организации ведет к отказу выдачи лицензии на осуществление видов деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, либо приостановлению действия уже выданной лицензии.
3. Устанавливаются требования по раскрытию структуры и состава акционеров и предъявляются требования к их деловой репутации. В целях обеспечения прозрачности деятельности участников рынка, для организаций как обращающихся за получением лицензии на осуществление видов деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, так и имеющих такие лицензии, предъявляется ряд требований к бенефициарным владельцам, лицам, входящим с ними в одну группу лиц (аффилированных), а также лицам, которые прямо или косвенно владеют более 10% голосов уставного капитала.
В частности, помимо обязанности предоставлять информацию в отношении вышеуказанных лиц в федеральный орган по контролю и надзору, проектируются следующие дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление видов деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам:
- наличие в отношении организации, а также юридических лиц входящих в одну группу лиц (аффилированных) с заявителем возбужденного дела о банкротстве, процесса ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ;
- наличие информации в отношении единоличного исполнительного органа организации, юридических лиц входящих в одну группу лиц (аффилированных) либо в отношении учредителей, которая является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей";
- наличие информации о намерении использовать основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое использовалось организацией, лицензия на производство этилового спирта которой была аннулирована и с этой даты прошло менее 5 лет.
Также дополнительным основанием как для отказа в выдаче лицензии на осуществление видов деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, так и для приостановления уже действующих лицензий проектируется факт выявления в составе бенефициарных владельцев либо акционеров с долей прямого либо косвенного участия более 10% капитала, лиц:
а) зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях;
б) являющихся бенефициарными владельцами либо акционерами с долями прямого либо косвенного участия более 10% капитала организаций, у которых была аннулирована лицензия на производство этилового спирта и с даты аннулирования прошло менее 5 лет;
в) физическими лицами, не соответствующими требованиям к деловой репутации, предъявляемых к органам управления организаций, осуществляющих виды деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам.
4. Предусматривается возможность добровольного объединения производителей этилового спирта в саморегулируемую организацию федерального уровня (должна объединять организации, имеющие не менее 3Л всех производственных мощностей). Основной целью деятельности Федеральной саморегулируемой организации производителей этилового спирта и спиртных напитков будет являться разработка и установление стандартов и правил деятельности в отрасли, а также осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Федеральной саморегулируемой организации производителей этилового спирта и спиртных напитков помимо функций и полномочий, предусмотренных законодательством о саморегулируемых организациях, будет также осуществляться:
- проведение независимой экспертизы качества и безопасности этилового спирта и алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, с привлечением специализированных лабораторий;
- организация деятельности дегустационной комиссии, привлекаемой для определения соответствия органолептических характеристик алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам;
- разработка сертификатов качества алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, соответствующей дополнительным применяемым стандартам качества,
- выполнение иных функций, предусмотренных законодательством.
Положения законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не распространяются на организации осуществляющие производство дистиллятов винного, виноградного, коньячного и винодельческой продукции, поскольку регулирование их деятельности осуществляется законодательством о виноградарстве и виноделии.
Законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления в силу отдельных положений в целях предоставления возможности участникам соответствующих правоотношений осуществить необходимые организационные и подготовительные мероприятия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.