Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" разработан в целях закрепления в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон) понятия "молодой ученый", а также четкого разграничения молодых ученых и иных лиц при предоставлении адресных мер государственной поддержки.
В настоящее время на уровне федерального закона статус молодого ученого не закреплен, а подзаконное регулирование является бессистемным, в части применения различных критериев отнесения лиц к категории "молодой ученый".
В частности: гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых предоставляются молодым ученым в возрасте до 35 лет, имеющим ученую степень кандидата наук, и до 40 лет, имеющим ученую степень доктора наук (Указ Президента РФ от 9 февраля 2009 г. N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук"); премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых - в возрасте до 35 лет включительно, вне зависимости от ученой степени соискателя (Указ Президента РФ от 18 июня 2015 г. N 312 "Об утверждении Положения о премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых"), премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых - в возрасте до 35 лет включительно за ряд достижений в сфере науки (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2010 г. N 601 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых"); постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", которое регулирует предоставление молодым ученым социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, также содержит понятие "молодой учёный", которое определяет, что молодой ученый может претендовать на получение государственного жилищного сертификата, если возраст претендента на получение сертификата не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук). В ряде других проанализированных подзаконных актах адресных мер поддержки органов государственной власти и субъектов Российской Федерации также применяется понятие "молодой ученый" с применением различных критериев данного понятия. Проведённый анализ существующих мер государственной поддержки для молодых исследователей, содержащих понятие "молодой учёный" показал необходимость закрепления единого понятия "молодой ученый" на уровне федерального закона, с целью их систематизации, а также расширения области применения данного понятия.
Одной из важнейших задач научно-технологического развития России является выявление и привлечение талантливой молодежи в науку, создание условий для построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций. Закрепление понятия "молодой ученый" на законодательном уровне будет способствовать повышению престижа научной профессии и расширению существующих мер государственной поддержки для молодых исследователей.
Согласно данным статистического анализа Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, на 2020 год в Российской Федерации численность исследователей составила более 346 тыс человек, из них 44,2% исследователей в возрасте до 39 лет, этот же показатель в 2010 году составлял более 368 тыс человек, из которых только 35,5% исследователей в возрасте до 39 лет. Прирост молодых исследователей и "омоложение" научных коллективов в нашей стране напрямую связано с мерами государственной политики по поддержке и закреплению в науке перспективных высококвалифицированных кадров.
Принятие законопроекта позволит установить единый терминологический аппарат понятия "молодой ученый".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.