Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 202929-8 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
В ходе правоприменительной практики органы местного самоуправления выявили, что законом недостаточно урегулирована процедура продажи земельных долей (приложение 4 к постановлению Тюменской областной Думы от 18.03.2021 N 2967 "Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений").
Так, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Однако указанным Федеральным законом не урегулирован вопрос о порядке действия органов местного самоуправления в случае, если на приобретение земельной доли подано более одной заявки.
Актуальность данной проблемы подтверждается результатами опроса среди органов местного самоуправления Российской Федерации, проведенного по обращению Совета муниципальных образований Тюменской области Общероссийским конгрессом муниципальных образований (письмо от 26.04.2021 N 42). Так, 60 из 69 респондентов в разных субъектах Российской Федерации ответили, что данная проблема является пробелом в праве.
Авторы законопроекта предлагают применить известный способ правового регулирования, устанавливающий преимущественное право приобретения за первым заявителем.
Аналогичный способ правового регулирования используется в Земельном кодексе Российской Федерации (например, в абзаце втором подпункта 3 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предлагаемым законопроектом также регламентированы действия органа местного самоуправления в случае, если лицо, подавшее заявку первым, окажется не соответствующим установленным требованиям.
Таким образом, принятие законопроекта позволит устранить выявленный правоприменительной практикой пробел в праве, тем самым создаст условия для скорейшего вовлечения в оборот земельных долей и земель сельскохозяйственного назначения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.