Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 202698-8 "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Доставка пенсии несовершеннолетним либо инвалидам, признанным в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными, имеет свои особенности исходя из того, что право на пенсию имеет сам несовершеннолетний либо недееспособный гражданин. При этом доставку пенсии в отношении несовершеннолетнего гражданина возможно производить как на имя самого несовершеннолетнего гражданина, так и на имя его законного представителя, а в отношении недееспособного гражданина его законному представителю.
То есть имущественными правами в отношении денежных средств, составляющих сумму пенсии, обладает не гражданин, в распоряжение которого они фактически поступают, а ребенок-инвалид либо инвалид, признанный в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным.
В соответствии с частью 18 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
При этом в случае, если законный представитель изъявит желание доставлять пенсию своего подопечного на свой счет в кредитной организации, то такой счет должен быть номинальным в соответствии с частью 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На родителей указанные положения распространяются в силу пункта 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ).
При этом в практической деятельности имеют место случаи выплаты социальной пенсии детей-инвалидов на собственные банковские счета родителей.
В соответствии с частью 5.1 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 указанного закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 указанного закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Указанная обязанность реализуется с учетом Положения Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
Перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, закреплен частью 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ.
Исходя из указанного перечня из числа видов пенсий, выплачиваемых Фондом, иммунитет от взыскания имеют страховые пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета (пункты 9, 10 части 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ), и выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ).
Социальные пенсии по инвалидности, назначенные детям-инвалидам, а также инвалидам, признанным в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными, в указанном перечне не поименованы.
При выплате социальной пенсии по инвалидности ребенку-инвалиду, инвалиду, признанному в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным, путем зачисления денежных средств на номинальный счет, открытый его законным представителем, требование о неприкосновенности этих денежных средств в полной мере соблюдается, поскольку в соответствии со статьей 72.1 Федерального закона N 229-ФЗ на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете, запрещено обращение взыскания по долгам должника.
При этом не исключена возможность обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на номинальном счете должника-бенефициара в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 229-ФЗ. На практике исполнение имущественного требования, содержащегося в исполнительном документе, в отношении должника, являющегося ребенком-инвалидом, встречаются нечасто, но вероятность обращения взыскания на доходы такого должника в исполнительном производстве нельзя исключить.
Если в целях выплаты используются другие виды счета законного представителя, то при наличии у него задолженности это приводит к обращению взыскания кредитной организацией на суммы социальных пенсий ребенка-инвалида, инвалида, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным, поскольку в данном случае не действуют правила, установленные для номинальных банковских счетов.
В случае зачисления средств на счет законного представителя такие средства могут восприниматься как средства законного представителя, а не ребенка-инвалида, инвалида, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным, и взыскание может быть ошибочно обращено на средства пенсии как на собственный доход должника - законного представителя ребенка-инвалида или недееспособного гражданина, хотя в действительности они принадлежат ребенку-инвалиду либо инвалиду, признанным в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным, и предоставляются в качестве средств его существования.
Для надлежащего урегулирования проблемы, связанной с обращением взыскания на социальные пенсии ребенка-инвалида, инвалида, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным, в том числе с номинальных банковских счетов, требуется предоставить иммунитет от взыскания с указанных пенсий путем внесения в предусмотренный частью 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ перечень видов выплат, на которые не может быть обращено взыскание.
Предлагаемая проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) мера защитит права несовершеннолетнего ребенка-инвалида, инвалида, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным, от взыскания в обоих случаях: когда должником является законный представитель (родитель, опекун, попечитель), а также когда должником является ребенок-инвалид или инвалид, признанный в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным.
Кроме того, законопроектом предусматривается защита от взыскания на федеральные социальные доплаты к пенсии, региональные социальные доплаты к пенсии, назначаемые в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" детям-инвалидам, инвалидам, признанным в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными, а также на выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств федерального бюджета (федеральная социальная доплата к пенсии) в дополнение к защищенным от взыскания выплатам к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (региональная социальная доплата к пенсии), предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.