Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 202706-8 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрена пунктом 147 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р (далее - план законопроектной деятельности).
Законопроект разработан в целях привлечения к труду осужденных к принудительным работам не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей, а также исключения положений, регламентирующих следование под конвоем к месту отбывания наказания указанной категории осужденных.
Согласно части первой статьи 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра. Администрация исправительного центра обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности.
Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы.
Таким образом, в настоящее время при исполнении наказания в виде принудительных работ имеется возможность трудоустройства осужденных только в организациях.
Однако по информации ФСИН России, осужденные к принудительным работам могут быть также трудоустроены у индивидуальных предпринимателей, от которых поступают предложения об их трудоустройстве на должностях разнорабочих, грузчиков, дворников и подсобных рабочих, а также при наличии специальных навыков или образования - на должностях парикмахеров, швей, водителей, поваров, слесарей, маляров, сварщиков, каменщиков, плотников, менеджеров, кладовщиков.
В связи с этим законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в статьи 60.7 - 60.9 УИК.
Согласно части первой статьи 60.18 УИК порядок осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам определяется Минюстом России.
Вместе с тем в целях усиления надзора за указанной категорией лиц, в том числе за трудоустроенными у индивидуальных предпринимателей, законопроектом предлагается установить, что порядок осуществления надзора за отбыванием данного наказания будет определяться Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно действующей редакции части третьей статьи 60.2 УИК осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, следуют в исправительный центр под конвоем.
При этом согласно части первой данной статьи осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, осужденные, в отношении которых принято решение о переводе в другой исправительный центр, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно.
В 2021 году по учетам исправительных центров уголовно-исполнительной системы прошло 12606 осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, в I квартале 2022 года - 11250 осужденных. При этом в 2021 году 458 осужденных не прибыли в сроки, установленные в предписании о направлении к месту отбывания наказания в виде принудительных работ, в I квартале 2022 г. - 200 осужденных.
Кроме того, в 2021 году в исправительные центры, изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, при исправительных учреждениях для отбывания наказания в виде принудительных работ под конвоем направлено 687 осужденных, за истекший период 2022 года - 370 осужденных (в 2020 году - 688 осужденных, в 2019 году - 1056 осужденных).
В целях установления единого порядка следования осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания законопроектом предлагается исключить из УИК положения, регламентирующие следование под конвоем в исправительный центр осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей.
Поскольку в связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты, законопроектом предусмотрена отлагательная норма вступления его в силу.
Принятие законопроекта не потребует увеличения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы и выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" потребуется внесение изменений:
1) в приказы Минюста России:
от 27 декабря 2016 г. N 311 "Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам".
Цель - усиление надзора за осужденными к принудительным работам.
Содержание правового регулирования - конкретизация положений об осуществлении надзора за осужденными к принудительным работам, согласование ведомственного акта с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации;
от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы".
Цель - расширение практики применения наказания в виде принудительных работ и увеличение количества трудоустроенных осужденных.
Содержание правового регулирования - нормативное закрепление возможности привлечения осужденных к труду у индивидуальных предпринимателей.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России;
от 24 сентября 2020 г. N 220 "Об утверждении Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ и их перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой".
Цель - улучшение правового положения осужденных к принудительным работам.
Содержание правового регулирования - исключение положений о следовании в исправительный центр под конвоем.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России;
2) в приказ ФСИН России от 17 декабря 2019 г. N 1138 "Об утверждении типового договора между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра, расположенном вне территории исправительного центра".
Цель - улучшение правового положения осужденных к принудительным работам.
Содержание правового регулирования - утверждение типового договора между исправительным центром и индивидуальным предпринимателем, использующим труд осужденных к принудительным работам.
Исполнитель - ФСИН России.
Также потребуется издание приказа Минюста России, определяющего порядок осуществления надзора за осужденными, привлекаемыми к труду, в том числе у индивидуальных предпринимателей.
Цель - усиление надзора за осужденными к принудительным работам.
Содержание правового регулирования - определение порядка осуществления надзора за осужденными, привлекаемыми к труду у индивидуальных предпринимателей.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Срок подготовки указанных проектов нормативных правовых актов - в течение 6 месяцев после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.