Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 208706-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан с целью внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленное на установление особых условий функционирования экономики и распоряжения государственным имуществом в условиях санкций и поддержки предпринимательской деятельности.
Так, статьей 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ), установлены особенности предоставления в 2022 году земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определять случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов с сокращением сроков предоставления названных земельных участков. Кроме того, до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия договора аренды на срок до 3 лет, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" (Приложение N 15) субъектам Российской Федерации предоставлено право установить возможность продления договоров на размещение нестационарных торговых объектов, договоров аренды земельных участков для размещения торговых объектов на земельных участках, а также договоров на право организации и проведения ярмарок.
Данные меры поддержки арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляются безусловно своевременными, и позволят субъектам предпринимательской деятельности получить возможность продлить действующий договор аренды. Однако для предпринимателей, арендующих государственные здания и помещения федеральным законодательством никаких мер поддержки не установлено. Но в условиях санкционных ограничений, введенных иностранными государствами и международными организациями, в дополнительных механизмах поддержки нуждаются все арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, иных объектов капитального строительства и их частей.
При этом действующее антимонопольное законодательство отличается строгим правовым подходом, в частности, предусматривающим предоставление объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только по результатам проведения конкурсов или аукционов (за исключением случаев, указанных в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", одним из которых является передача имущества в порядке предоставления государственной преференции). Общепринятый подход антимонопольных органов к арендным отношениям предполагает недопущение предоставления преимущественных условий конкретным арендаторам.
Вместе с тем в условиях санкционного давления представляется необходимым сохранение стабильного положения хозяйствующих субъектов. Однако перезаключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, требует значительных временных и финансовых затрат и создает дополнительную нагрузку на субъекты предпринимательства в текущих экономических условиях.
В связи с необходимостью оказания поддержки хозяйствующим субъектам в условиях санкционных ограничений целесообразно рассмотреть возможность распространить на арендаторов государственного и муниципального недвижимого имущества мер, аналогичных принятым для арендаторов земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Проектом предлагается дополнить Федеральный закон N 58-ФЗ новой статьей, устанавливающей право арендаторов недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключить дополнительное соглашение к действующему договору аренды о продлении срока договора не более чем на 3 года без проведения торгов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация настоящего законопроекта не повлечет дополнительных расходов бюджета Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.