Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 209496-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на поддержку юридических лиц-субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), заключивших до даты мобилизации их участника (учредителя) кредитный договор (договор займа).
В связи с объявлением частичной мобилизации встал вопрос о наличии фактической возможности исполнения заемщиками, призванными на военную службу, своих обязательств по кредитным договорам и договорам займа.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что деятельность обществ с ограниченной ответственностью, включенных в реестр МСП, чей единственный участник выполняет функции единоличного исполнительного органа (как правило, генеральный директор) и был призван в вооруженные силы по мобилизации, фактически, может оказаться заблокированной.
Количество обществ с ограниченной ответственностью - субъектов МСП с единственным владельцем-мужчиной не моложе 18 и не старше 60 лет, одновременно выполняющим функции единоличного исполнительного органа, составляет 797 тыс. (порядка 35% от зарегистрированных субъектов МСП-юридических лиц). Задолженность по кредитам на 01.09.2022 была у 71,4 тыс. таких субъектов МСП, их портфель кредитов составил 1,18 трлн руб., это порядка 15% от общего портфеля субъектов МСП.
Для целей обеспечения возможности восстановления деятельности и платежеспособности субъектов МСП законопроектом предлагается предоставить указанным заемщикам право на обращение к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода на условиях, аналогичных установленным статьей 7 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа", с учетом обусловленных частичной мобилизацией особенностей.
В течение льготного периода ("кредитных каникул") заемщик вправе не вносить платежи по договору. При этом право на "каникулы" может быть реализовано заемщиком в любой момент времени действия кредитного договора (договора займа), но не позднее 31 декабря 2023 года, а срок "кредитных каникул" составит весь срок военной службы единственного участника общества, увеличенный на 30 дней, и может быть продлен на время его нахождения в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении.
Для получения "кредитных каникул" субъект МСП должен будет обратиться к кредитору с соответствующим требованием, а также подтвердить фактическое осуществление деятельности, для чего предоставить кредитору не "нулевую" бухгалтерскую отчетность за прошедший год.
Документы о прохождении участником общества военной службы могут быть предоставлены самим заемщиком или быть запрошены кредитором в Министерстве обороны Российской Федерации, которое обязано предоставить соответствующие сведения, если это не приведет к разглашению охраняемой законом тайны.
Каникулы не предполагают прощения долга и предоставляются в форме отсрочки платежей на весь срок военной службы единственного участника общества. Начисленные в течение каникул проценты капитализируются и включаются в тело основного долга по аналогии с "антикризисными каникулами" для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сведения о предоставлении заемщику льготного периода будут отражаться в его кредитной истории, но не будут ее ухудшать.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят надлежащим образом защитить права заемщиков-субъектов МСП, снизить риски их дефолтов, а также уменьшить риски для финансовой стабильности кредиторов. Проектируемый подход полностью соответствует интересам обеих сторон кредитного соглашения, так как заемщик будет иметь возможность восстановить свою предпринимательскую деятельность, а у кредитора не возникает убытка или недополученного дохода, происходит только перенос платежей.
Кроме того, законопроектом предусматривается приостановление исполнения банком, работодателем, иным лицом, выплачивающим должнику - военнослужащему, члену семьи военнослужащего пенсию, стипендию и иные периодические платежи, требований исполнительных документов о взыскании денежных средств, направленных в банк, работодателю, иному лицу непосредственно взыскателем. Приостановление исполнения исполнительного документа осуществляется на основании заявления должника.
Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ N 647) для призыва на военную службу по частичной мобилизации прибывают граждане Российской Федерации, признанные судом банкротом. Граждане, призванные в Вооруженные Силы Российской Федерации по мобилизации, согласно требованиям Указа N 647, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. При этом уровень денежного содержания граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
В соответствии со статьей 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты признания гражданина банкротом должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, а кредитные организации могут быть привлечены к ответственности за совершение операций по распоряжению гражданина, в отношении которого введена процедура реализации имущества, либо по выданной им лично доверенности по договору банковского счета.
С учетом указанных положений Закона о банкротстве складывается ситуация, при которой не представляется возможным своевременно предоставлять военнослужащим в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, установленных гарантий в виде денежных выплат.
В целях своевременного доведения до военнослужащих в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, денежных выплат, законопроектом предусматривается не применение положений пунктов 7 и 8 статьи 213.25 Закона о банкротстве в части запрета должнику лично открывать банковские счета в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, а также в части привлечения кредитных организаций к ответственности за совершение операций по распоряжению гражданина, в отношении которого введена процедура реализации имущества, либо по выданной им лично доверенности по договору банковского счета, к случаям открытия военнослужащим счетов для зачисления денежных выплат, осуществляемых военнослужащим, в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, и совершения операций по таким счетам.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.