Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 210089-8 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в целях дальнейшего развития российского внутреннего валютного рынка и повышения эффективности механизма осуществления расчетов в национальных валютах.
Начиная с 2010 года на Московской Бирже проводятся торги в валютах стран ЕАЭС (казахстанский тенге, белорусский рубль), Китая (юань), Турции (лира) для целей обеспечения расчетов российских участников внешнеэкономической деятельности в национальных валютах и снижения доли долларов США и евро в международных расчетах. С февраля 2022 года наблюдается многократный рост спроса на биржевые конверсионные операции в вышеуказанных национальных валютах. В июне 2022 года начались торги армянским драмом и южноафриканским рэндом, в сентябре 2022 года - узбекским сумом. Также прогнозируется высокий спрос на операции в киргизских сомах, дирхамах ОАЭ, индийских рупиях и других национальных валютах.
Одним их ключевых вопросов эффективности организованных торгов национальными валютами является обеспечение необходимой валютной ликвидности со стороны маркет-мейкеров из числа крупных российских и зарубежных банков, а также иных финансовых организаций в объемах, удовлетворяющих растущий спрос участников внешнеэкономической деятельности на данные валюты.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об организованных торгах" разрешен допуск к торгам только российских резидентов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые в большинстве своем не имеют возможности поставлять ликвидность в национальных валютах в необходимых объемах, что сдерживает рост операций и искажает определение рыночного курса рубля к данным валютам.
Соглашением о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2006 года и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусмотрена возможность прямого допуска на российский валютный рынок банков-нерезидентов из стран-участников указанных соглашений и на сегодняшний день в торгах на валютном рынке Московской Биржи принимает участие 21 банк из стран-членов ЕАЭС и Таджикистана. При этом в настоящее время невозможно участие в торгах на валютном рынке некредитных финансовых организаций из перечисленных стран, а также кредитных и иных финансовых организаций из стран, не входящих в ЕАЭС, но зарегистрированных в других странах - внешнеторговых партнерах России (в том числе из иных интеграционных объединений, а также Вьетнама, Турции, ОАЭ и др.).
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению перечня юрисдикций, кредитные организации и брокеры из которых могут быть допущены к участию в организованных торгах иностранной валютой. Также законопроектом предусматривается возможность допуска иностранных кредитных организаций и иностранных брокеров из дружественных стран к участию в торгах производными финансовыми инструментами, базисным активом которых являются валюта и процентные ставки, что позволит участникам торгов хеджировать валютные и процентные риски.
Одновременно законопроектом устанавливается, что личным законом иностранных финансовых организаций, которые могут быть допущены к организованным торгам, не должен быть предусмотрен запрет на заключение на организованных торгах договоров купли-продажи иностранной валюты и договоров ПФИ, а также то, что сделки на организованных торгах данные организации смогут заключать только с центральным контрагентом. При этом предлагается наделить Банк России полномочием по установлению требований к иностранным банкам и иностранным брокерам, при соответствии которым они могут быть допущены к организованным торгам валютой и ПФИ. Кроме того, в целях обеспечения устойчивости функционирования финансового рынка Банку России предлагается предоставить право устанавливать ограничения в отношении сделок, совершаемых иностранными организациями на валютном и срочном рынках.
Для достижения заявленных целей законопроектом также предусматривается внесение корреспондирующих изменений в статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления обязанности участников торгов, в том числе допускаемых иностранных организаций, предоставлять по запросу организатора торговли, направляемому в целях реализации пункта 1 части 2 данной статьи 12, документы, объяснения и информацию в порядке и в сроки, определяемые организатором торговли. При этом, в случае непредоставления участниками торгов соответствующих документов, объяснений и информации, организатор торговли наделяется правом применения мер реагирования в отношении таких лиц. Указанные изменения требуются, в том числе, в связи с тем, что предусмотренные законопроектом новые участники торгов не являются поднадзорными Банку России организациями и получение сведений об их деятельности осложнено необходимостью обращения к иностранному регулятору финансового рынка.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать повышению эффективности механизма прямой конвертации национальных валют дружественных стран без посредничества доллара и евро и формированию прямых котировок к рублю для удовлетворения растущего спроса российской экономики на расчеты в национальных валютах.
Законопроект не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.