Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 209495-8 "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц) (далее - законопроект) направлен на повышение законности при осуществлении инспектором контрольного (надзорного) органа своих полномочий по оценке соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также на повышение добросовестности контролируемых лиц.
Статья 37 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) устанавливает ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора. Данная статья содержит некоторые пробелы, которые в отсутствие должного регулирования могут привести к нарушению прав и интересов предпринимателей при осуществлении контроля (надзора).
1) Согласно пункту 8 статьи 37 Закона N 248-ФЗ инспектор не вправе требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Вместе с тем глава 14 Закона N 248-ФЗ предусматривает не только истребование письменных объяснений и документов, но и иные контрольные (надзорные) действия (осмотр, досмотр, допрос, инструментальное обследование и т.д.). В связи с этим статья 37 Закона N 248-ФЗ до настоящего времени не предусматривает запрета на проведение контрольных (надзорных) действий ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением истребования письменных объяснений и документов.
В целях дополнительного обеспечения законности деятельности инспектора предлагается установить, что инспектор не вправе осуществлять любые контрольные (надзорные) действия ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Изменение позволит предотвратить ситуации, когда инспектор будет осуществлять любые контрольные (надзорные) действия ранее проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
2) Согласно пункту 10 статьи 37 Закона N 248-ФЗ инспектор не вправе превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Учитывая буквальное толкование пункта 10 статьи 37 Закона N 248-ФЗ, инспектор не вправе превышать только прямо установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Указанное ограничение не учитывает, что Закон N 248-ФЗ предусматривает конкретные установленные сроки не для всех контрольных (надзорных) мероприятий. Например, согласно части 6 статьи 67 Закона N 248-ФЗ срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка; согласно части 6 статьи 68 Закона N 248-ФЗ срок проведения мониторинговой закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза; согласно части 3 статьи 69 Закона N 248-ФЗ срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.
В соответствии со статьей 14 Закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольные (надзорные) мероприятия проводятся оперативно.
В связи с этим предлагается установить, что в случаях, когда сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий прямо не установлены Законом N 248-ФЗ, инспектор не вправе не соблюдать принцип оперативности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Нововведение позволит устранить случаи, когда инспектор при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для которых четко не установлены сроки проведения (например, для контрольной закупки), сможет необоснованно затягивать такое мероприятие, что может повлечь приостановку деятельности всего предприятия.
3) Согласно статье 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлен запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году.
В условиях, когда контроль (надзор) переходит от контрольных (надзорных) к профилактическим мероприятиям, контролируемые лица нуждаются в эффективных инструментах оценки соблюдения ими обязательных требований в целях недопущения совершения правонарушений. Одним из таких инструментов является профилактический визит.
Согласно части 1 статьи 52 Закона N 248-ФЗ профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Таким образом, профилактический визит контрольного (надзорного) органа позволяет контролируемым лицам получить своевременную консультацию и добросовестно устранить возможные нарушения обязательных требований без применения мер административного воздействия. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения профилактических визитов по инициативе контролируемого лица. В связи с этим контрольный (надзорный) орган не вправе проводить профилактический визит даже в случаях, когда в этом может быть прямо заинтересовано контролируемое лицо.
Согласно части 3 статьи 45 Закона 248-ФЗ профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В этой связи, а также в развитие принципа, предусмотренного статьей 8 Закона N 248-ФЗ, предлагается установить, что профилактический визит может быть проведен по инициативе контролируемого лица.
Нововведение предоставит контролируемым лицам возможность направлять в контрольный (надзорный) орган заявление о проведении профилактического визита с целью своевременной оценки степени соблюдения обязательных требований.
Предлагаемые законопроектом изменения положительным образом скажутся на обеспечении прав и интересов субъектов предпринимательства при проведении контроля (надзора) за счет устранения пробелов, способных повлечь увеличение административного давления на бизнес, а также существенно повысить добросовестность контролируемых лиц при соблюдении обязательных требований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц) не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц) не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.